Тема нашей работы имеет особую актуальность в настоящее время. Это объясняется, главным образом тем, что детей, страдающих различными речевыми отклонениями, становится все больше. Соответственно, необходимо развивать методологический аппарат коррекционного воздействия на данную категорию детей.
В нашем исследовании мы затронули такую речевую патологию, как общее недоразвитие речи ребенка III уровня (тоесть ОНР III уровня).
Проблема использования игровых методов при обучении, в том числе и коррекционном, дошкольников изучалась многими выдающимися учеными, такими как: Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, С. А. Рубинштейн, Д.П. Эльконин Е.И. Тихеева, Ф.Н. Блехер, А.И. Сорокина, Е.Ф. Иваницкая, Е.А. Удальцова, М. Богуславская, А.Н. Усова, Д.Б. Эльконин и др.
Огромное значение учета ведущего вида деятельности дошкольника с ОНР, его психологических и речевых особенностей, в том числе и особенностей нарушений лексико-грамматического компонента языка, компенсаторных возможностей и динамики его развития определяют тему нашей курсовой работы: «Использование игровых приемов при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня».
Цель исследования заключается в рассмотрении развития компонентов речи в норме и при общем недоразвитии речи III уровня, а также в изучении используемых на практике игровых методов коррекции лексико-грамматической стороны языка при ОНР III уровня.
Объектом исследования является речевое нарушение - общее недоразвитие речи III уровня.
Предметом исследования является использование игровых методов при коррекции лексико-грамматического компонента языка.
В исследовании мы исходили из гипотезы, согласно которой коррекционное воздействие при коррекции лексико-грамматического компонента языка у детей с III уровнем ОНР окажет значительно большее и положительное влияние при использовании игровых методов обучения.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи данного исследования:
1. Изучить теоретические основы развития речи ребенка в норме
2. Рассмотреть особенности нарушения лексико-грамматического компонента языка у детей с III уровнем ОНР
3. Рассмотреть теоретические основы учета ведущего вида деятельности – игрового в логопедической работе.
4. А также рассмотреть игровые методы, которые используются при коррекции лексико-грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня