Произошедшие в последнее время в России значительные социальные, экономические и политические изменения привели к установлению новых международных связей, культурных и научных обменов, что потребовало улучшения качества образования в контексте реформирования его системы. Реформирование системы образования в свою очередь нацелено на развитие творческой личности, умеющей видеть и решать жизненно и профессионально важные проблемы, что отмечается в требованиях к системе российского образования. При этом основной целью изучения иностранных языков в школе является формирование у учащихся иноязычной коммуникативной компетентности, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Формированию и развитию этих умений в учебном процессе может в полной мере способствовать проблемное обучение.
Попперсы купитьв Минске. Купить Попперсы в Минске.Проблемное обучение, возникшее в начале XX века (Дж. Брунер, К. Дункер, Дж. Дьюи, Г. Пойа и др.), получило достаточно полное отражение в работах зарубежных (В. Оконь) и отечественных исследователей (A. B. Брушлинский, A. A. Вербицкий, Т.А. Ильина, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, A. M. Матюшкин, М.И. Махмутов и др.) путем разработки его теоретических основ. В своих исследованиях ученые определили проблемную ситуацию как начало процесса мышления и рассмотрели этапы этого процесса (С.Л. Рубинштейн), исследовали роль проблемной ситуации в мышлении и обучении (A. M. Матюшкин), разработали типы проблемных ситуаций (A. B. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, В.Т. Кудрявцев, A. M. Матюшкин, М.И. Махмутов), классификацию проблемных задач (В. Оконь), систему проблемных ситуаций, проблем и проблемных задач (И.Я. Лернер), выявили уровни проблемного обучения (В.А. Крутецкий, Т.В. Кудрявцев) и многие другие аспекты этой проблемы.
Проблемное обучение в целом способствует эффективному развитию интеллектуальной сферы учащихся, адаптивных качеств личности, необходимых для самоопределения в обществе и осознанного выбора путей реализации перспектив своего развития. Проблемное обучение направлено на развитие творческих способностей школьников, их учебной и научно-поисковой активности.
Результаты проведенного анализа показывают, что, несмотря на многообразие видов проблемных методов обучения, их неоспоримую теоретическую и практическую значимость, проблема их использования в учебном процессе остается открытой для научно-практических изучений. Вследствие этого в педагогической теории и практике имеет место проблема, связанная с использованием проблемных методов для повышения активности учащихся в процессе обучения иностранным языкам. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы данной дипломной работы: "Проблемные методы обучения".
Объектом данного исследования является процесс обучения. Предмет исследования - проблемные методы обучения.
Цель проведенного нами исследования состоит в изучении использования проблемных методов обучения для повышения активности учащихся в учебном процессе.
Исходя из понимания цели и предмета исследования, необходимым представилось решение следующих задач:
изучить и проанализировать научную литературу по данной теме;
определить роль проблемных методов обучения в процессе обучения английскому языку;
проанализировать взаимосвязь между использованием проблемных методов обучения и повышением активности учащихся в учебном процессе.
Гипотезой в данной исследовательской работе выступает утверждение, что использование проблемных методов обучения повышает активность учащихся в учебном процессе.
Методы исследования:
анализ научной литературы;
наблюдение;
беседа с учителем;
При осуществлении данной работы исследовательской базой служил 9 "А" класс МОУ средняя школа №26 им.А.С. Пушкина г. Смоленска.
Практическая значимость данной исследовательской работы состоит в том, что представленные в ней материалы и рекомендации могут быть использованы педагогами в процессе обучения иностранному языку.