В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребёнка. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного здоровья. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множественные факторы, влияющие на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.
Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и предопределяется педагогическими характеристиками воздействия на него общества, воздействия на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребёнка людей, его семьи.
В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы воздействия на ребенка – как семейное воспитание, так и воспитание в условиях дошкольного учреждения.
Однако психологическое влияние на развитие личности не заканчивается воздействием на построение внутренней личностной структуры. Важно отметить и значимость влияния физический занятий на развитие всех характеристик человека. Дело в том, что все действия (бездействия) человека напрямую зависят от его психических характеристик, от состояния психики личности на данный момент. Исходя из чего, важно отметить и значительную роль оказываемую именно физических занятий на развитие значимых характеристик и качеств человека.
Особенно указанное воздействие важно в младшем возрасте, когда психика ребенка находится в состоянии интенсивного развития и то или иное воздействие на этот процесс может оказать значительное влияние на восприятие ребенком мира, на его участие в совместной, коллективной деятельности и, в том числе, на его участие в физкультурной деятельности группы в условиях детского дошкольного учреждения.
В современных условиях жизни, диктующих высокий уровень урбанизации, подчас, плохую экологическую обстановку (что особенно актуально для нашего города) выделяется множество факторов отрицательного воздействия на здоровье ребенка, здоровье дошкольника.
Итак, в соответствии с заявленной актуальностью, тема работы сформулирована как: «Занятия физической культурой как средство повышения психологической готовности к школьному обучению».
Целью работы является рассмотрение и анализ роли занятий физической культурой как средства повышения готовности к обучению в школе.
Объектом теоретического и практического исследования являются дети в возрасте от 3х до 7 лет.
Предметом исследования является влияние занятий физической культурой с детьми дошкольного возраста на их готовность к обучению в школе.
Исходя из заявленной цели, были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать психофизические особенности детей дошкольного возраста;
- выяснить, как занятия физической культурой влияют на развитие основных показателей готовности к школе;
Основная гипотеза данной работы: «Занятия физической культурой являются средством повышения готовности к обучению в школе».
Для подтверждения гипотезы были использованы труды отечественных психологов и педагогов (А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко и др.), методические разработки для занятий физической культуры в детских садах, а также собственная практическая деятельность.