Информативно-диагностическая функция , включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмоциональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образовательным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
Контрольно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, не требует дополнительных пояснений.
Проблема оценки результатов.
Проблема оценки результатов обучения в настоящее время является дискуссионной. Необходимость оценивания знаний, умений и навыков ученика не вызывает сомнения, однако вопрос с чем их сравнивать - с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, со знаниями, умениями и навыками других учеников или с показателями этого же ученика на предыдущем этапе обучения, остается неясным. В теории и практике обучения наиболее устоявшимся является мнение, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. В последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении ученика успех обучения.
При оценке качества образования на уроках информатики возникают проблемы связанные.
во-первых, с разным уровнем владения компьютерными технологиями (зависит от различной мотивации учащихся, также от возможности получать навыки работы на ПК дома).
во-вторых, с традиционным мнением, что информатика это только знание компьютерных технологий, а теоретическая часть курса учащимися во внимание не берется.
в-третьих, с разнообразием контрольных мероприятий: практические и лабораторные работы, устный опрос, письменные самостоятельные и контрольные работы, творческие проектные и исследовательские работы.
Для достижения необходимого качества образования на уроках информатики существуют следующие этапы:
Выбор учебной программы (базовый/профильный уровни)
Методическая разработка уроков (выбор типа урока: лекция, презентация, игра, и т.п.)
Разработка контрольных мероприятий (промежуточные/итоговые)
Разработка критериев оценивания в зависимости от контрольных мероприятий.
Отмечаются некоторые особенности:
Во-первых, очень важно сразу ознакомить учащихся с критериями оценивания, чтобы выполняя работу, они ориентировались на достижение устраивающего его результата. Задания должны быть выполнимы для среднеуспевающего ученика и соответствовать требованиям Госстандарта.
Во-вторых, в ходе выполнения практических работ на компьютере необходимо вовремя заметить затруднение ученика и помочь ему. Для этого учитель должен знать все сложные моменты, возникающие при выполнении конкретного задания, и помогать только при необходимости.
В-третьих, подобрать или составить контрольные мероприятия таким образом, чтобы они давали возможность проявиться учащемуся с разных сторон, а оценка качества знаний, умений и навыков учащихся складывалась из оценивания работ различного вида.