Большой интерес представляют труды Ю.Ю. Бехтерева, посвященные изучению личности осужденного. Правильное решение этой проблемы имело чрезвычайно важное значение. Ведь изучение личности в одном случае могло иметь практический характер, а в другом, наоборот, принести вред и повести практику по ложному пути. Все это находится в прямой зависимости от того, какие задачи будут поставлены при исследовании личности преступника и какова будет общая методологическая установка. Поэтому не случайно в кругах научных и практических работников с большим интересом была встречена опубликованная в 1928 г. работа Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного», в которой освещались история, задачи, методика и техника такого изучения. Эти вопросы автор рассматривал с позиции наиболее эффективного применения форм и методов воспитательной работы.
Поставив во главу угла индивидуальный подход, автор, вместе с тем, допускал отождествление его с индивидуальной работой, хотя, как известно, индивидуальный подход является важным, но вовсе не единственным принципом индивидуальной работы. Рассматривая проблему, автор пришел к выводу о том, что индивидуальный подход к каждому осужденному и соответствующее его индивидуальностям, склонностям, способностям и навыкам пенитенциарное воздейтвие составляют основную сущность, (Главное содержание работы каждого исправительно-трудового учреждения).
В развитие теоретических основ исправления и перевоспитания, осужденных важный вклад внес созданный в 1925г. Государственный институт по изучению преступности и преступника. Институт опирался на сеть своих филиалов в Москве, Ленинграде, Саратове и Ростове-на-Дону, а также на возникшие ранее крупные кабинеты в Воронеже, Самаре и других местах.
Наиболее полно и всесторонне теоретические и практические проблемы перевоспитания правонарушителей были освещены в работах А.С. Макаренко, которого с полным основанием считают основоположником советской исправительной педагогики. Педагогическая система А.С. Макаренко представляет собой образец творческого применения марксизма в педагогической науке. Исходя из важнейшего методологического положения марксизма о роли среды в формировании личности, он доказал, что такой средой может быть только коллектив воспитанников. Им разработаны категории цели в педагогике, принципы организации деятельности коллективов, признаки и этапы развития коллективов, система методов воздействия с учетом педагогики параллельного действия, принцип «перспективных линий» и т. д.
Подходя к процессу диалектически, А. С. Макаренко рассматривает любую педагогическую проблему, любое педагогическое средство в изменении, развитии и в то же время в системе. Он на практике создал педагогическую систему, которую с позиций науки управления полностью можно отнести к категории управляемой. Труды А. С. Макаренко оказали существенное влияние на становление и развитие исправительной педагогики в конце 50-х-начале 60-х годов.
Подводя итог в данной работе необходимо сказать что, несомненно, все выше перечисленные партийные и государственные деятели того времени каждый по своему внесли значительный вклад в разработку основ исправления и перевоспитания осужденных. В их трудах подробно излагался процесс исполнения наказания и основные направления воспитательного воздействия на осужденных.