В психолого-педагогической литературе описаны разнообразные подходы к организации коррекционной работы с агрессивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин агрессивного поведения, способов выражения агрессии, индивидуальных особенностей личности младшего школьника. Следует также принимать во внимание отношения в семье.
Таблица. Причины агрессивности детей и методы их коррекции
Причина |
Методы коррекции |
1.Недостаток двигательной активности, физической нагрузки |
- подвижные игры - спортивные эстафеты - «минутки радости» между занятиями |
2.Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии |
- беседа с родителями - направление к психологу - наблюдение за поведением ребенка - налаживание эмоционального контакта с ребенком |
3.Повышенная тревожность (комплекс несоотвецтвия) |
-II-II-II- -II-II-II- |
4.Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье |
- беседа с родителями - направление к психологу |
5.Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки) |
- аретопсихотерапия - давать ненавязчивые варианты и образцы миролюбивых способов общения - обсуждать книги предусмотренные программой |
6.Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков |
- подвижные игры - игры на понимание эмоционального состояния - психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение - обучение приемам саморасслабления - разработка программ обучения коммуникативным навыкам |
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно выделить специфические и неспецифические способы взаимодействия с ребенком.
К неспецифическим, т.е. подходящим ко всем детям, способам взаимодействия относятся известные всем «золотые правила» педагогики:
- не фиксировать внимание на нежелательном поведении ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, недоумения, огорчения учителей по поводу неадекватного поведения детей формирует у них сдерживающие начала;
- реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были. Это трудное задание. Учителя признаются, что порой приходится несколько недель потратить на поиск позитивного в ребенке, а ведь реагировать необходимо сразу, по ситуации. Ребенок хочет в каждый момент времени чувствовать, что его принимают и ценят.
К специфическим методам коррекции можно отнести:
- релаксационный тренинг, который педагог может как вводить в урок, так и использовать в специальных коррекционных занятиях. Опыт использования различных «путешествий» в воображении на уроках говорит об уменьшении гиперактивности, внутренней напряженности как предпосылок агрессивных актов;
- игровое упражнение - осуществляемое в игровой форме повторное выполнение действия с целью его усвоения. Также игровое упражнение можно определить как прием обучения, с помощью которого в процессе игровой деятельности у детей формируются умения практического использования полученных знаний.
Для коррекции агрессивного поведения младших школьников с ЗПР можно использовать различные средства, одним из них могут быть игровые упражнения. Мы считаем, что они являются мощным средством развития и психологического воздействия в работе с детьми данной категории.