Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы: проблемные методы обучения являются составной частью проблемного обучения в целом, и так же как концепция проблемного обучения отличается от традиционного, так и проблемные методы имеют существенную разницу по сравнению с традиционными методами. Если в традиционных методах сначала излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащиеся с самого начала ставятся перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию - таков девиз проблемного обучения. Таким образом, характер рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит в себе и сам способ его получения, путь движения к истине.
Итак, проблемные методы применяются в процессе обучения, который предполагает создание под руководством преподавателя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся по ее разрешению с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания.