Из практики школьного обучения известно, что интерес возникает в том случае, когда при объяснении нового и последующем его закреплении, у учеников происходит активная мыслительная деятельность. Поэтому все, что стимулирует умственную активность и создает для нее благоприятные условия, способствует сосредоточению внимания школьника на учебной работе. Несомненно, что необходимость самостоятельного поиска при решении проблемных задач на уроках способствует развитию произвольного внимания учащихся. Это развитие осуществляется посредством постоянных упражнений в решении разнообразных задач. Но делать ставку только на поддержание интереса было бы ошибочно. Воспитание поведенческих навыков, определяющих готовность ребенка внимательно слушать учителя и выполнять все его указания, - особая задача, прямо сопряженная с формированием внимательности как личной особенности.
Один из возможных путей достижения цели в данном случае лежит через формирование волевых привычек - устойчивых навыков эффективной организации труда, быта и общения, закрепившихся в поведении человека и ставших чертой его характера. Психолог B.C. Юркович, специально изучавшая проблему воспитания волевых привычек, показывает, как важен индивидуальный подход в их воспитании.
С нашей точки зрения, для развития внимательности как устойчивой характерологической особенности школьника наиболее важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю. Первая гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, которые учащийся получает в школе и дома. Вторая позволяет постоянно соотносить выполненную работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.
На первых этапах формирования этих привычек большую роль играет взрослый, который помогает ребенку организовывать соответствующие поведенческие стереотипы. Однако эти стереотипы поведения будут оставаться чем-то внешним до тех пор, пока школьник сам не станет активно участвовать в процессе их воспроизведения. Активная жизненная позиция учащегося, стремление к самосовершенствованию, к максимальному расширению своих возможностей выступают в качестве фактора, определяющего и формирование внимания. Творчески преобразовательное отношение человека к себе, к своим недостаткам и слабостям, стремление преодолеть себя является основным условием личного совершенствования в целом и совершенствование внимания в частности.
Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, чтению, счету.
В этой главе мы рассмотрели особенности внимания у детей младшего школьного возраста с речевыми нарушениями; такие проблемы как невнимательность учеников и её причины, индивидуальный темп и успеваемость, и их зависимость от уровня развития внимания.
На основе этого мы сделали определенные выводы:
внимание играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности;
при наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее;
образы, полученные при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью;
внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий.