Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста.
Основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются: Учитель изобразительного искусства в округе ВАО Рисование в ВАО
содержание учебного материала,
организация учебной деятельности,
коллективные формы учебной деятельности,
оценка учебной деятельности.
Содержание учебного материала. Содержание обучения для детей выступает в виде той информации, которую они получают от воспитателя, из обучающей литературы и СМИ. Однако сама по себе информация вне потребностей ребенка не имеет для него какого-либо значения, а, следовательно, не побуждает к учебной деятельности. Поэтому, давая учебный материал, следует учитывать потребности детей. Таковыми являются: потребность в постоянной деятельности, потребность в новизне, в эмоциональной насыщенности. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать эмоциональный отклик, быть достаточно сложным, хорошо иллюстрированным. Учебный материал должен опираться на имеющиеся знания, и в то же время содержать информацию, позволяющую узнать не только что-то новое, но известное с новой стороны.
Организация учебной деятельности должна состоять из трех основных этапов:
Мотивационный этап – сообщение почему и для чего детям нужно знать данный раздел программы.
Операционально-познавательный – овладение учебными действиями операциями.
Рефлексивно-оценочный связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы.
Групповая форма деятельности. Групповая форма деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная, так как даже пассивные ребята «втягиваются» в работу
Оценка результатов учебной деятельности. Мотивирующая роль оценки очень велика. Однако слишком частое оценивание приводит к тому, что получение знаков отличий, жетонов, оценок становится для детей самоцелью. Важно, что оценка была качественной, где отмечались положительные моменты или какие-либо сдвиги.
Д) Готовность в сфере общения
По определению Е.Е. Кравцовой и Е.В. Проскуры, готовность ребенка к школе в сфере общения или социально-психологическая готовность – это умение ребенка строить свои отношения со взрослыми и сверстниками.
Готовность детей к школе в сфере общения включает:
развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
развивающие способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Развитие социально-психологической готовности к школе необходимо потому, что:
Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества: доброжелательность, уважение к товарищам, общительность и готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
умение согласовывать действия с другими;
осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения:
Неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для легковозбудимых детей. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции этих детей проявляются во вспышках гнева, громком плаче, отчаянной обиде. Их эмоциональная несдержанность приводит к разрушению игры, к конфликтам и дракам, но эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
Устойчивое негативное отношение к общению. Эти дети более сдержаны, чем дети первого типа. Они избегают общения и, как будто, равнодушны к окружающим. Однако, они пристально, но незаметно следят за событиями в группе и за отношениями воспитателей и детей. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворенностью отношением к ним воспитателя и, недовольством детей, нежеланием посещать детский сад.