Современная энциклопедия даёт понятие игрушки: игрушка – это специально изготовленный предмет, служащий для развлечения и психического развития ребенка. Игрушки - изображения людей и животных, копии предметов, позволяют ребенку познать их роль и функциональное назначение, способствуют развитию различных форм общения.
История игрушки и её возникновение учёные связывают с развитием трудовой деятельности первобытного человека, изменением положения ребёнка в обществе. Прообразом игрушки были уменьшенные орудия труда, с помощью которых дети не столько играли, сколько упражнялись в овладении трудовыми операциями. В связи с постепенным вытеснением детей из сферы трудовой жизни уменьшенные предметы использовались детьми для подражательных действий и, теряя свои функциональные качества, становились собственно игрушки (6).
В советской психологии первым вопрос о необходимости исторического исследования для построения полноценной теории игры поставил Е.А. Аркин: «Только на фактическом материале, почерпнутом из прошлого и сопоставленном с настоящим, может быть построена правильная научная теория игры и игрушки, и только из такой теории может исходить здоровая, плодотворная, устойчивая педагогическая практика». «История детской игры и детской игрушки, — продолжает Е.А. Аркин, — должна служить фундаментом для построения их теорий» (5,с.39).
«По выдержкам из исследования можно сказать, что «сопоставив игрушки детей первобытных обществ и археологические игрушки сравнительно недавнего исторического прошлого с игрушками современных детей, автор не нашел в них ничего специфического. И там и здесь одни и те же игрушки, и тоже употребление их ребенком. Следовательно, никакой истории игрушки, никакого ее развития нет. Игрушка осталась такой же, какой она была на заре человеческой культуры. Причину этой кажущейся неизменяемости игрушек Е.А. Аркин видит в том, что «дитя человеческое, как и его игрушки, проявляет свое единство в единстве человеческих черт развития» (5, с.40).
«Положение Е.А. Аркина о неизменности игрушки в ходе исторического развития общества логически приводит нас к выводу, что игрушка отвечает каким-то неизменным природным особенностям ребенка и не находится ни в какой связи с жизнью общества и жизнью ребенка в обществе. Это в корне противоречит верному положению Г.В. Плеханова, что игра по своему содержанию восходит к труду взрослых» (5, с. 41).
Любой предмет имеет свою историю возникновения, игрушки не исключение. Как утверждал Д.Б. Эльконин: «Называемая изначальная игрушка лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она, как и все остальные игрушки, возникает и исторически изменяется; ее история органически связана с историей изменения места ребенка в обществе и вне этой истории не может быть понята. Ошибка Е.А. Аркина и заключается в том, что он изолировал историю игрушки от истории ее обладателя, от истории ее функции в развитии ребенка, от истории места ребенка в обществе. Допустив такую ошибку, Е.А. Аркин пришел к антиисторическим выводам, не подтверждающимся фактами из истории игрушки» (5, с.45).