Предпрофильная подготовка [см. 13, 20, 38 и др.] представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.
Начинать следует с информирования учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им муниципальной образовательной сети. Они должны получить сведения о различных учреждениях общего, начального профессионального и среднего профессионального образования, где учащиеся смогут продолжить обучение после основной школы.
Целесообразно провести дни открытых дверей, издать информационные материалы, знакомящие школьников со спецификой требований и особенностями профильного обучения в различных учреждениях. Муниципальное образование (город, район) должно составить свою «образовательную карту», издав ее в форме буклета, и распространить среди девятиклассников. По существу это важный этап профориентационной работы [20]. предпрофильный подготовка общеобразовательный обучение
Профориентационная работа — это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической помощи в проектировании ими вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Она включает:
■ помощь каждому школьнику в выборе направления и места дальнейшего обучения;
■ работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
В этой деятельности можно выделить несколько этапов.
На I этапе предстоит выявить образовательные запросы учащихся, заканчивающих 7-й класс. На этом этапе осуществляется:
• предоставление «образовательной карты» территории;
• предварительная диагностика образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.
В итоге появляется возможность дифференцировать учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки.
На II этапе (для девятиклассников) предусматривается:
• обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности;
• организация психолого-педагогической диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения;
- выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения.
На III этапе (завершающем, при окончании 9-го класса):
• реализуются «пробы выбора профиля обучения». С этой целью целесообразно предпринять однодневное или двухдневное «погружение» в проблему выбора. Эта процедура должна быть заранее предусмотрена учебным планом школы. В ней:
• выявляются соответствие возможностей школьника требованиям избираемого профиля [23].
• соотносятся аргументы «за» и «против» совершаемого выбора профиля. При этом важно, чтобы в ранжировании («взвешивании») факторов независимо друг от друга принимали участие сам ученик, его родители и учителя.
Анализ действующего базисного учебного плана (утвержденного Приказом Минобразования России от 09.02.1998 № 322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, которые предлагается использовать для информационной работы и профильной ориентации, используя различные каналы.