Суть предпрофильного образовательного процесса в 1-9-х классах сводится к формированию готовности школьника к обучению в старшей школе в условиях профильности.
Что такое готовность? Какова ее характеристика? Она складывается из совокупности следующих компетентностей ученика:
—интеллектуальная, как способность работать с информацией разного типа, умение применять знания в нестандартных ситуациях, определять способ построения учебной задачи, владение приемами самостоятельного добывания новых знаний; высокий уровень развития познавательных процессов, способность работать в условиях гипотезы, поиска, исследования;
—личностная, как желание и умение проявлять самостоятельность, инициативу, целеустремленность, волю, планировать и организовывать свою деятельность, владеть правилами учебного сотрудничества; возможность «добровольного» и осознанного выбора будущего профиля;
—коммуникативная, как способность использовать средства языка и речи для получения и передачи информации, умение участвовать в учебном диалоге, строить монологические высказывания разного типа;
—рефлексивная, как способность осуществлять контроль и оценку своей деятельности, предвидеть возможные последствия своих действий, находить и устранять причину возникающих трудностей; сознание собственного достоинства, умение объективно оценивать свои учебные достижения и стремиться к их улучшению;
—деловая (деятельностная), как способность переводить практическую задачу в учебную, конструировать свою деятельность от постановки цели до получения результата; умение определять и самостоятельно строить алгоритм действий в незнакомых и нестандартных ситуациях; способность работать в условиях выбора; индивидуальный стиль деятельности;
—креативная, как способность к самоактуализации (А. Маслоу) [17], восприимчивость к новым идеям, способность любую учебную задачу решать творчески; желание и умение отказываться от образца, добиваться оригинальности и новизны решения;
—эмоциональная, как система учебно-познавательных мотивов, адекватная эмоциональная реакция на различные учебные ситуации, умение использовать и приобретать чувственный опыт.
Как видно, характеристика готовности к профильному обучению индифферентна к его содержанию, т. е. эти качества ученика могут быть сформированы на любом корректном содержании. Это означает, что, прежде всего, необходимо определить тот вклад, который может внести данное предметное содержание в решение этой цели образования на предпрофильном этапе.