Теоретические основы мотивации учебной деятельности

Современное образование » Исследование мотивов учебной деятельности учащихся » Теоретические основы мотивации учебной деятельности

Страница 3

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средст­ва. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препят­ствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и доволь­но часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, одна­ко выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструмен­тальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направлен­ность, поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бес­сознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляю­щие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.

Любой учитель знает, что заинте­ресованный школьник учится луч­ше. В психолого-педагогическом плане именно на развитие устой­чивого познавательного интереса должны быть направлены развива­ющие программы по предметам. Решению этой задачи помогут четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно проду­манные методы и приемы подачи учебного материала. Интерес играет важную роль в мо­тивации успеха. Чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учи­теля сами должны испытывать ис­кренний интерес к своей деятель­ности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. По­ведение, ориентированное на дос­тижение желаемого результата, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения ус­пеха. Известно, что учащиеся, мо­тивированные на успех, предпочи­тают средние по трудности или слегка завышенные цели, которые лишь незначительно превосходят уже достигнутый результат. Други­ми словами, они предпочитают рисковать расчетливо. Ученики с установкой на неудачу склонны к экстремальным выборам: одни из них занижают, а другие завышают цели, которые ставят перед собой. После выполнения серии задач и получения информации об успехах и неудачах в их решении те, кто мотивирован на достижение, пере­оценивают значение своих неудач, а неуверенные в успехе, напротив, склонны переоценивать свои успе­хи. В этой связи педагогу необхо­димо оказывать помощь ребенку в адекватном выборе цели и диффе­ренцированно подходить к оцени­ванию результатов выполнения по­ставленных задач. Оценивая результат, учитель обыч­но сравнивает достижения одних учеников с достижениями других. Основанием для сравнения служит определенный норматив. Психоло­гически более оправданно сравне­ние сегодняшних собственных ре­зультатов ребенка с предыдущими и только затем с общим нормати­вом. Познавательный интерес фор­мируется и становится устойчивым только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способно­сти оцениваются позитивно. Направленность учебной мотива­ции школьника и его статус как ученика в классном коллективе взаимосвязаны. В доброжелатель­ной атмосфере у школьников раз­виваются позитивные навыки об­щения. Однако часто случается так, что школьников сковывают страх перед плохой оценкой, кри­тикой, боязнь скомпрометировать себя, быть не принятым в качестве «своего». Неспособность (по раз­личным причинам) принимать уча­стие в жизни класса, а также опре­делять свои цели приводит к воз­никновению трудностей в школе чаще, чем невысокие интеллекту­альные возможности. Специально­го внимания заслуживает анализ отрицательных отношений (ссоры, конфликты и т.п.) в группе, так как они ведут к задержкам в развитии личности, а в некоторых особо не­благоприятных условиях — и к ее деградации. В случае долгого пре­бывания в такой группе отрица­тельные отношения порождают тревожность и фрустрацию. Научное понятие «тревожность» в повседневном языке выражают та­кие слова, как беспокойство, страх, опасение, боязнь, повышенная на­пряженность. Личностная тревож­ность представляет собой базовую черту личности, которая формиру­ется и закрепляется в раннем дет­стве. Она оказывает отрицательное влияние на формирование и разви­тие других свойств и особенностей человека, таких, например, как мо­тив избегания неудачи, стремление уходить от ответственности, боязнь вступать в соревнование с другими людьми. Учащийся, имеющий такой мотив, не прилагает максимума усилий в деятельности, а довольствуется минимумом, достаточным для того, чтобы его не наказали, хотя способен, как правило, на большее. Учебная деятельность всегда полимотивирована. К внутренним моти­вам учебной деятельности можно отнести такие, как собственное развитие в процессе учения; позна­ние нового, неизвестного, понима­ние необходимости учения для дальнейшей жизни. Такие мотивы, как сам процесс учения, возмож­ность общения, похвала от значи­мых лиц, являются вполне есте­ственными, хотя они в большей сте­пени определяются зависимостью от внешних факторов. Еще более насыщены внешними моментами такие мотивы, как учеба ради ли­дерства, престижа, материального вознаграждения или избежания не­удач[12,157].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация