На 2-ом этапе эксперимента проводилась апробация разработанной нами Программы деятельности социального педагога «Семья группы риска», включающая следующие направления работы:
I направление Программы «Семья группы риска» - «Диагностика внутрисемейных отношений» - направление деятельности социального педагога, позволяющее исследовать характеристики ребенка, его взаимоотношения в семье и т.д.
С целью выявления внутрисемейных взаимоотношений, нами проведены методики:
- тест "Незаконченное предложение" (Н.Е. Щуркова), позволяющий определить отношения ребенка к своей семье;
- графический тест (Н.Е. Щуркова) помогает наглядно увидеть степень общения ребенка в социуме;
- тест "Пытаетесь ли вы понять своего ребенка? " (Р.В. Овчарова) позволяющий определить тип семейного воспитания;
- тест "Достаточны ли ваши контакты с детьми? " (Р.В. Овчарова) помогает оценить, насколько налажены взаимоотношения в семье.
Тест 1. "Незаконченное предложение (Н.Е. Щуркова).
Цель: определить отношение ребенка к своей семье.
Ребенку предлагается ряд незаконченных предложений, конец которых он должен придумать сам. Он должен вести себя свободно и говорить все, что приходит ему в голову. Нельзя обсуждать ответы.
Предложение |
Ответ ребенка. |
1. Каждый день я должна |
1. Помогать маме. |
2. Когда я сердита, то я |
2. Злюсь. |
3. Если бы вы знали меня. |
3. Я бы вам понравилась. |
4. Моя мама всегда |
4. Кричит на меня. |
5. Мой отец часто |
5. Заботиться обо мне. |
6. Для меня самое лучшее время |
6. Когда я одна или с друзьями. |
7. Когда я иду домой |
7. Никогда сразу не иду. |
8. Мне кажется мой брат |
8. Любит меня |
9. Мне нравится, когда все семья |
9. Ужинает. |
10. Семейный праздник - это |
10. Когда все вместе, и никто не ругается |
Для того чтобы наглядно увидеть изменения, которые произошли с ребенком, мы провели графический тест (Н.Е. Щурковой).
До эксперимента После эксперимента
Я Я
Учитель Мама
Мама Папа Друзья Учитель
Папа
Друзья
Результаты теста показали, что после проведенной работы уровень взаимоотношений ребенка с мамой значительно улучшился. Для оценки эффективности проведенной работы мы провели беседу с мамой:
«Изменились ли ваши взаимоотношения с дочерью? - Да, я стала больше разговаривать с ней, лучше понимать, что раньше для меня было очень сложно.
А что Вам раньше мешало? - Раньше я была занята только собой своими проблемами, считала, что дочь еще маленькая, для того, чтобы иметь свои проблемы.
Работа, которая была проведена, дала вам какую-то информацию, вы узнали что-либо новое для себя?