зрение.
Известно, что у некоторых детей с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Это проявляется в виду расстройств сосания, глотания, жевания, физиологического дыхания в сочетании с нарушениями общей моторики и особенно тонкой дефференцированной моторики пальцев рук. [22, стр. 109]
Специальными исследованиями сотрудников лаборатории высшей нервной деятельности ребенка Института физиологии детей и подростков АПН СССР, М.М. Кольцова 1973, 1979 г.г. что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования Л.В. Фоминой 1971 г. большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, отстает, то задерживается и речевое развитие. Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функций рук и речи М.М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершенствуется под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние проприоцептивной импульсации с мышц руки, так значительно только в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Отсюда М.М. Кольцова 1973 г., Л.В. Аншакова-Фомина. 1974 г., большое значению придают использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук. [31, стр. 84]
Тренировка движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является, по мнению М.М. Кольцовой, мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Крайне важно учитывать благотворное влияние движений пальцев на развитие речи и других психических процессов в воспитательной практике. В системе воспитательной работы в дошкольных учреждениях необходимо уделять больше внимания формированию тонких движений пальцев рук. Целенаправленная работа по совершенствованию движений пальцев, как известно, полезна и для подготовки руки к письму. Особенно большая ее роль в группах для дошкольников, где у многих детей наблюдаются выраженные отклонения в развитии движений пальцев рук - движения немочные, некоординированные, затруднены, изолированы движения пальцами.
В подготовительной группе детей, рекомендуется проводить комплекс упражнений по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук. [22, стр. 91]
Помимо коррекции движений эти упражнения развивают пальцы, внимание, ощущения эмоции и другое.
Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений, развивает точность движений пальцев. [28, стр. 7]
Отработка элементарных графических навыков. Поскольку у детей обнаруживается недоразвитие мелких мышц рук, упражнения, непосредственно связанные с подготовкой рук к письму.
Упражнения заключаются в складывании, проглаживании сгибов пальчиками, точности и четкости движений, раскрашивании в различных направлениях. В процессе таких упражнений дети учатся аккуратности, четкости движений, соблюдаются пределы раскрашивания. [26, стр. 29]
После подобной подготовки дети лучше переходя к к выполнению письменных упражнений.
Развитию тонкой моторики рук способствует разнообразная предметная деятельность а именно: оригами, аппликация, застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование ботинок, шнурование на специальных рамках, нанизывание колец" на тесьму, сортирование монут, перебор крупы и т.д. Важно использовать мозаику и конструкторы, работа с которыми также способствует развитию моторной умелости и совершенствованию конструктивных навыков у детей. [31, стр. 44]