Словообразование как раздел языкознания исследуется лингвистами в течение длительного времени. В дореволюционный период наибольшую ценность в теоретическом освещении проблемы словообразования имели работы преподавателей Казанской лингвистической школы, в первую очередь, выдающегося лингвиста И. А. Бодуэна де Куртене, который одним из первых оценил значимость дневниковых записей детской речи для теоретической лингвистики. Заслугой Бодуэна де Куртене и его соратников был тезис о необходимости разграничения синхронного (языковые связи данного этапа) и диахронного (пути образования слов в прошлом), подходов к словообразованию.
Значительный вклад в теорию словообразования внес Ф. Ф. Фортунатов. В лекциях 1901 – 1902 гг. он четко разграничивает подходы к словообразованию, создает учение о форме слова, его способности делиться на основу и суффиксы.
На изучение словообразования большое значение оказали работы Г. О. Винокура и В. В. Виноградова.
Г.О.Винокур в «Заметках по русскому словообразованию» сформулировал принципы синхронного словообразовательного анализа.
На основе работ В.В.Виноградова словообразование формируется как самостоятельная дисциплина. В статьях 1951 – 1952 гг. он сформулировал связь словообразования с лексикой и грамматикой, дал классификацию способов словообразования в русском языке [3].
С середины 50-х годов появляются многочисленные работы по разным вопросам словообразования: Б. Н. Бловина, В. П. Григорьева, Е. А. Земской, Н. М. Шанского.
На протяжении последних десятилетий отмечается активный процесс словообразования в русском языке. В этом процессе находят непосредственное отражение постоянные изменения в словарном составе языка, обусловленные различными переменами в жизни нашего общества.
Термин «словообразование» в лингвистики употребляется в двух значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающую словообразовательную систему языка [3].
Словообразование как особый раздел науки о русском языке представляет собой учение о значимых частях в структуре слова и их взаимодействии друг с другом, а также о способах образования слов.
Словообразование в русском языкознании как самостоятельный раздел, изучающий словообразовательный строй языка, сложилось сравнительно недавно, в последние десятилетия. Термин «словообразование» иногда используется и для обозначения словообразовательной системы, свойственной данному языку. Словообразование – процесс создания в языке новых лексических единиц, и его необходимо отличать от формообразования слов. В ходе словообразования в языке создаются самостоятельные новые слова: бумага – бумажный; бумага – бумажник, а при формообразовании возникают только другие формы одного и того же слова: бумага – бумаги. В процессе словообразования на основе одних и тех же слов образуются другие с иным значением и разной принадлежностью к частям речи: поле – полевой (наименование предмета и наименование признака предмета). При формообразовании одно и то же слово грамматически изменяет свою форму. Лексическое значение слова при этом сохраняется, и его принадлежность к определённой части речи остаётся прежней: учить, учу, учишь, учит [26].
Словообразование, как особый раздел науки о языке, включает две составные части – морфемику и непосредственно словообразование. Морфемика – наука о значимых частях слова – морфемах, т. е. учение о строении, структуре слова.
Предметом словообразования является слово, способы его образования.
Словообразовательная система языка тесно связана с другими его сторонами (уровнями) – лексикой и грамматикой. Связь с лексикой проявляется в том, что новые слова пополняют словарный состав языка. Связь с грамматикой, в частности с морфологией, проявляется в том, что новые слова оформляются в соответствии с законами грамматического строя русского языка.
Так, образующиеся в языке новые слова, всегда оформляются как определенные части речи (существительные, прилагательные, глаголы) со всеми грамматическими признаками этой части речи.
Двойной контакт словообразования – с лексикой и грамматическим строем – находит свое выражение в многообразии способов образования слов. Эти способы могут быть в схематической записи, приведенной ниже.
I Морфологический
1. Аффиксация:
- префиксальный способ,
- суффиксальный способ,
- префиксально-суффиксальный способ.
2. Безаффиксальный способ;
3. Словосложение;
4. Аббревиация;