Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

Страница 2

Словарный запас на данном уровне становится более разнообразным, но по-прежнему отстаёт от возрастной нормы, остаётся ограниченным качественно и количественно: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детёнышей, одежды, мебели, профессий. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий. Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты [9].

Пассивный словарь на втором уровне значительно увеличивается за счёт понимания грамматической формы числа существительных и глаголов, падежных окончаний существительных, некоторых признаков предметов.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твёрдых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Одним из распространённых и специфических дефектов остаются затруднения в усвоении слоговой структуры слов: многосложные слова упрощаются, отмечаются перестановки слогов, звуков, замены и уподобления слогов [10, 21].

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Вызывает трудности использование вариантов слов, детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Название части предметов заменяется названием целого предмета, нужное слово – другим, сходным по значению.

В высказываниях преобладают простые распространённые предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Понимание обращённой речи приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур [10, 11, 22].

По мнению Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др. все разновидности общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста можно отнести к одной из групп.

Доктором педагогических наук Т.Б. Филичевой после проведения многолетнего массового изучения речи шести – семилетних детей была выделена ещё одна категория детей, которая оказывается за пределами описанных выше групп, группа детей с 1У уровнем речевого развития [21, 22].

Дети, отнесённые к четвёртой группе, на первый взгляд производят довольно благополучное впечатление: у них нет грубых нарушений звукопроизношения, а лишь имеется недостаточно чёткая дифференциация звуков. Понимая значение слов, они не могут удержать в памяти его фонематический образ, в связи с чем происходит искажение звуконаполняемости в разных вариантах.

Характерными признаками нарушения речи детей четвёртой группы является недостаточная внятность, выразительность, немного вялая артикуляция и нечёткая дикция, все эти показатели создают впечатление общей смазанности речи.

Наряду с недостатками фонетико-фонематического характера у детей этой группы обнаружены отдельные нарушения смысловой стороны языка, значительные трудности вызывает образование слов с помощью увеличительных суффиксов и пр.[12, 22].

Таким образом, каждый уровень характеризуется определённым соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений. Разделение логопедом детей с общим недоразвитием речи на условные группы по степени тяжести речевых нарушений позволит более тщательно составить план коррекционной работы с учётом особенностей детей каждой группы, наметить последовательность, цели обучения и дать полезные рекомендации по развитию речи во всех видах деятельности педагогам, занимающимся с детьми.

Страницы: 1 2 

Навигация