Учитывая тот факт, что термин «общее недоразвитие речи» соотносим с характеристикой структуры речевого дефекта при алалии, необходимо рассмотреть те данные, которые касаются усвоения детьми с алалией словообразовательной системы языка.
Исследования Е.Ф. Соботович выявили конкретные недостатки словообразования у детей с алалией. Они выражаются в заменах словообразования формообразованием, неправильном употреблении суффиксов, искажении или потере основы при образовании нового слова, а также общем более низком уровне словообразовательных процессов, недостаточной гибкости операций с преобразованием морфологического состава слова [17].
В.А. Ковшиков анализируя проявления речевого нарушения при экспрессивной алалии указывает, что дети с алалией владеют словообразованием в очень ограниченных рамках. Необходимость продуцирования и употребления производных слов вызывает у них множество ошибок: большинство приставок и суффиксов не употребляются или употребляются неверно [19]
Т.В. Туманова изучая проблему словообразования у дошкольников с ОНР пришла к выводу, что проблема овладения словообразовательной системой языка детьми с ОНР представлена в литературе крайне недостаточно. Автор указывает на то, что информация по данному разделу носит больше описательный характер, поскольку лишь констатирует те или иные трудности словообразования, не анализируя подробно патологический механизм, лежащий в основе нарушения словообразовательных умений и навыков. Наиболее современные и полные представления о характере становления словообразовательных операций у детей с ОНР сложились в результате многолетнего исследования Т.В. Тумановой. Его результатом стало выявление у дошкольников с ОНР своеобразия и специфических особенностей операций семантического анализа и синтеза, лежащих в основе словообразовательных процессов.
По данным автора наиболее яркие затруднения проявляются в следующем:
- недостаточные возможности семантического сравнения и сопоставления однокоренных слов;
- трудности адекватного выделения общего и различного в звучании однокоренных слов, проявляющиеся в неправильном употреблении производного и производящих слов;
- ошибки в выборе производящей основы для будущего слова, в результате чего образуются так называемые неузуальные формы;
- преимущественная ориентация на корневое значение слова, приводящая к ошибочному называнию;
- недифференцированное понимание значений аффиксальных словообразовательных элементов
- нарушение операций выбора в долговременной памяти словообразовательного аффикса, соответствующего заданной модели слова. Это часто проявляется в «переборе» возможных вариантов морфем;
- смешение слов с многозначными аффиксами;
- несоблюдение формальных условий при образовании нового слова, а именно: его звуковой, слоговой структуры, ударности и пр.
- замещение словообразования на аграмматичное ситуативное высказывание;
Представленная типология словообразовательных ошибок демонстрирует трудности, возникающие у детей с ОНР как на этапе восприятия речи, так и на этапах внутреннего программирования и моторной реализации речевой программы.
Это позволяет сделать вывод о существенном снижении возможностей дошкольников с недоразвитием речи в усвоении словообразовательных морфем как языковых знаков и в овладении операциями с ними. Такое отставание существенно тормозит становление не только лексической системы языка, но всего словообразовательного уровня языковой способности и, как следствие, речевого развития в целом [18, 11].