Таким образом, сопровождающая фильм речь учителя нужна только в тех случаях, когда надо:
- пояснить непонятные места фильма;
- обратить внимание детей на главные моменты, которые необходимо твердо запомнить;
- подчеркнуть существенные детали изображения, которые без указания учителя останутся незамеченными;
- теснее увязать отдельные кадры фильма, углубляя их содержание;
- связать иллюстративную сторону со всем содержанием урока.
Иногда целесообразно задать вопросы к фильму по мере его демонстрации. Но при этом надо учитывать, чтобы кратко сформулированный вопрос уложился в кадры, к которым он относится. Лучше все-таки задать вопросы по фильму до его демонстрации. Вопросов должно быть немного – 2-3. Постановка вопросов способствует более глубокому восприятию, длительному сохранению кадров в памяти, более полное их воспроизведение после просмотра.
Перед просмотром фильма обязательно надо провести словарную работу: новые или малознакомые слова разобрать, написать на доске и записать в тетрадь.
Если фильм используется как источник знаний и содержит новые для учащихся сведения, то для его качественного запоминания необходимо воспроизвести те изученные ранее понятия и закономерности, которые служат теоретической базой для восприятия экранного материала. Далее учитель мобилизует учащихся на активную целенаправленную работу в процессе просмотра фильма.
Эффективной формой мобилизации внимания учащихся, повышения их ответственности при просмотре фильма, активизации восприятия являются задания, которые перед его демонстрацией формулирует учитель.
Важно учесть еще и то, что одного только просмотра фильма для усвоения учащимися заложенной в нем информации недостаточно. Качество усвоения учащимися экранного материала определяется также правильной работой после просмотра фильма.
После просмотра фильма следует выяснить у учащихся, что им было непонятно, связать новый экранный материал с ранее изученным, привести его в определенную систему, сделать выводы, обобщения, направить мысли школьников на подтверждение теоретических положений урока, усвоения формулировок, правил, закономерностей [12].
По мнению Н.В. Нестеровой, видеомагнитофоном пользоваться проще и удобнее, чем киноаппаратом, с его помощью можно зафиксировать на пленку самостоятельный видеофильм, показать телепередачу, изображение с фонозаписи и т.д.
Подготовленный видеофильм учитель может продемонстрировать на уроке полностью или оставить просмотр, чтобы обратиться к учащимся, выполнить записи или какие-либо задания на доске самому или вызвать учеников. В течение всего урока с использованием видеозаписи сохраняется обратная связь между учителем и классом.
Видеозаписи можно многократно повторять в классе для уточнения и обобщения знаний, формирования навыков доказательства и аргументации, анализа ответов учащихся, контроля знаний.
Дидактические возможности применения видеозаписей многообразны. Фрагмент видеозаписей легко сочетается с другими средствами обучения, которые группируются вокруг него. Он сравнительно просто комментируется учителем или учащимися и может использоваться в любой части урока.
С помощью учебных видеозаписей учитель может создать в классе проблемную ситуацию, сообщить учащимся условия познавательного задания.
Учебная видеозапись полезна и на этапе обобщения учебного материала. Учитель может подготовить запись, фиксирующую основные моменты одной темы, группирующую материал по определенным темам курса. Учащиеся просматривают запись с новых позиций, она становится предметом обсуждения, дополнения и критики.
Активное отношение учащихся к видеозаписи достигается не только за счет ее содержания, не и за счет своеобразия композиционного решения, монтажа материала. Два одинаковых фрагмента из разных постановок одного и того же спектакля направляют мысль школьника на сопоставление, сравнение. Поскольку запись подготавливается учителем для класса, интересы которого ему известны, вопросы и задания закладываются в сценарии таким образом, чтобы активизировать мысль определенной группы учащихся, к которым можно обратиться с экрана непосредственно, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать объяснение или повторение учебной темы [16].
Таким образом, работа над фильмом, по мнению И.Л. Бима, – это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, т.к. зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.
В достаточно активной форме работа над простым видеофильмом позволяет добиваться формирования у детей прочных навыков, грамматически правильных высказываний, как в диалогической, так и в монологической формах речи, что в полной мере соответствует решению задач обучения детей иностранному языку в обычной средней общеобразовательной школе [1].