Обучение аудированию предполагает работу над двумя функциональными видами данного вида речевой деятельности: аудирование в процессе непосредственного (диалогического) общения (face to-face – коммуникация) и аудирование связных текстов в условиях опосредованного общения. В учебных условиях первый вид рецептивной деятельности ограничен, как правило, общением учащихся с учителем и друг с другом. Так как обучение данному виду аудирования связано с обучением учащихся говорению в режиме диалога, в данном разделе мы остановимся исключительно на вопросах развития у учащихся умений дистантного аудирования, т.е. восприятия и понимания аудиотекстов в условиях опосредованного общения.
Упражнения в развитии аудирования подразделяются на четыре группы:
-подготавливающие к восприятию текста;
-сопровождающие слуховое восприятие аудиотекста;
-базирующиеся на прослушанном тексте (репродуктивно-продуктивного характера);
-базирующиеся на прослушанном тексте (продуктивного характера).
Первая группа, так называемые предтекстовые упражнения, играет важную роль. Их цель – мотивировать учащихся; снять трудности лингвистического и психологического плана, связанные с восприятием и пониманием, прежде всего аутентичного текста; мобилизовать имеющийся у учащихся речевой и жизненный опыт в области затрагиваемых в тексте вопросов и дать определенные ориентиры для лучшего запоминания информации и ориентации в структуре и содержании.
В этих целях школьникам можно:
-сообщить, какой тип текста им предстоит слушать;
-сообщить значение незнакомых слов, важных для понимания содержания и о значении которых нельзя догадаться по контексту и словообразовательным элементам;
-показать фотографии, рисунки, схемы и др., в той или иной степени информирующие о содержании текста (например, прежде чем слушать текст о проблемах образования молодежи страны изучаемого языка, можно предъявить школьникам схему системы образования или познакомить их с результатами социологического опроса по данной проблеме и т.п.);
-сообщить основную информацию о тексте (1-2 фразы: " Вы прослушаете текст о…");
-дать установку на быстрый темп говорения и необходимость не бояться этого, а постараться понять только основную информацию (например, о чем текст);
-дать сокращенный, упрощенный вариант аудиотекста или его транскрипцию;
-дать список ключевых фраз;
Но на предварительном этапе работы не следует забывать, что предлагаемые учащимся задания не должны раскрывать содержание аудиотекста полностью (в этом случае школьники потеряют к нему всякий интерес, что, естественно, отрицательно скажется на результатах аудирования).
Упражнения первой группы должны стимулировать интерес и желание слушать текст. Этот интерес формируется также и заданиями к упражнениям второй группы.
Вторая группа упражнений и есть собственно "слушание" текста, но перед восприятием информации учителю необходимо дать установку и сформулировать коммуникативную задачу: как и с какой целью, учащиеся должны слушать текст (например, понять основное содержание и ответить на вопросы или заполнить в процессе прослушивания таблицу / схему и т.д.).
Желательно на начальном этапе обучения предложить при первом восприятии текста понять основное содержание или выявить необходимую информацию:
-определить тип текста;
-определить основную тему, идею текста и сформулировать ее;
-ответить на вопросы к общему содержанию текста (Кто? Где? С кем? О чем? Как?);
- выбрать из предложенных вариантов ответов соответствующий содержанию текста и др.
Большой эффект в этом плане дают письменные задания к аудиотексту, выполняемые в процессе его прослушивания:
-заполнение таблиц, схем;
-выбор из двух вариантов ответа на вопрос (вопросы сформулированы в письменном виде) один, соответствующий содержанию текста;
-фиксация ключевых слов/ фраз.
В этом случае учащийся учится слушать текст избирательно, т.е. в процессе слухового восприятия находить в нем необходимую (основную) информацию и фиксировать ее письменно. Зафиксированная информация может служить опорой для устных и письменных высказываний учащихся.
Ряд выполняемых на начальном этапе обучения иностранному языку упражнений в аудировании может предполагать одновременную с прослушиванием опору на печатный вариант текста. Такой прием ("слушать читая") позволяет школьнику научиться видеть связи между звуком и образом буквы, облегчает ему понимание содержания и обеспечивает лучшее запоминание и усвоение текста. Последнее особенно важно в том случае, если информация, содержащаяся в аудиотексте, необходима для дальнейшего ее использования учащимися. Заметим также, что это задание эффективно для формирования основных механизмов аудирования как вида речевой деятельности, а также для развития техники чтения про себя.