Процесс воспитания как совместная деятельность воспитанников и воспитателя облекается в определённые организационные формы. Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания видов деятельности воспитанников и воспитателя. С точки зрения педагогической, форма воспитания - способы организации, существования и выражения содержания воспитательного процесса, в котором открыто провозглашается отношение к предметам, людям, явлениям. [12, 16] Любая форма внеурочной деятельности имеет цель - развитие определённого отношения к чему-либо: книге, живописи, музыке, истории родного края, истории семьи.
Любая форма воспитательной работы выполняет определённые функции:
Организаторская (решение организаторских вопросов);
Регулирующая (регулирование отношений между педагогом и учащимися, между детьми);
Информативная (сообщение, актуализация знаний детей, обращение к их опыту);
Философские категории содержания и формы отражают единство внутреннего и внешнего в явлениях воспитания: первая указывает на то, что имеется, а вторая - в каком виде выражается. Как известно, содержание и форма неразрывно взаимосвязаны - изменение содержания влечёт за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Ведущая роль принадлежит содержанию.
Содержание воспитательного процесса составляют качества и свойства всесторонне и гармонично развитой личности. На практике это содержание воплощается в конкретную организацию, которая должна ему максимально соответствовать. История педагогики знает различные формы организации воспитательного процесса.
Существует большое разнообразие форм воспитательной работы, поэтому классифицировать их трудно. Автор учебника по педагогике, Маленкова Л.И., предложила классификацию форм воспитания. По её мнению формы воспитания бывают:
простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения);
кратковременные (например, "Пять минут с одним стихотворением") и длительные ("Неделя юного героя-антифашиста");
групповые (от 2 участников и более), коллективные (класс, кружок), общешкольные, межшкольные, межрегиональные, государственные;
традиционные (апробированные и прочно вошедшие в практику школ) и творческие (исключающие шаблон, нестандартные);
спонтанно возникшие в ходе воспитательного процесса (стихийно возникшая дискуссия по поводу затронувшего всех вопроса) и специально организованные, спланированные;
регулярные (ежечетвертные родительские собрания, классные часы) и эпизодические (календарные и ситуативные);
система интегрированных форм как клубный вариант, воспитательный центр, центр детского творчества [6, 143].
Исходя из предложенной ей классификации, музей образовательного учреждения - это сложная, специально организованная, длительная, коллективная, традиционная, творческая, регулярная и интегрированная форма воспитания.
Для подготовки и проведения любой формы воспитательной работы существует определённый алгоритм, некая схема, позволяющая наиболее рационально и грамотно организовать воспитательный процесс. Элементы её таковы:
Определение цели и задач. Цель - то запланированное отношение, которому посвящено организуемое дело. Цель создания музея образовательного учреждения - воспитание, обучение и социализация обучающихся [16].
Выбор формы воспитательной работы. Музей как форму выбирают при сложении определённой педагогической ситуации, обязательных условий: наличие предметов музейного значения по направлениям (историческому, естественно-научному, этнографическому профилям) как результату поисково-исследовательской краеведческой деятельности; регистрация и научное описание музейных предметов; создание Совета (актива) музея; место для хранения музейной коллекции.