Отличительной особенностью естественнонаучного образования в начальной школе является вариативность программ. Своеобразие каждой программы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемые для него варианты учебного курса. К настоящему времени разработано более 11-ти вариативных курсов по предмету «Окружающий мир».
В данной работе проанализированы пять курсов на предмет наличия в них учебного материала по теме «Явления неживой природы»: “Зеленый дом”, автор А.А.Плешаков (М.: Просвещение); “Природа и люди”, автор З.А.Клепинина (Смоленск: Ассоциация “ХХI век”); “Окружающий мир”, авторы Н.Ф.Виноградова, Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов (М.: Просвещение); “Мир и человек”, авторы А.А.Вахрушев, А.С.Раутиан (М.: Дрофа); “Окружающий мир”, авторы О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин (М.: Инпро-Рес). Эти курсы представлены авторскими программами и обеспечены учебниками, учебными пособиями и методическими разработками для учителя.
1. «Зеленый дом», автор А.А. Плешаков
Цель данного курса — воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы и общества. Главная отличительная черта этого курса – четко выраженная экологическая направленность.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Для успешного решения задач курса предполагается проведение экскурсий и учебных прогулок. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Важное место в учебном процессе занимают ролевые игры, учебные дискуссии, самостоятельное чтение дополнительной природоведческой литературы и поиск в ней необходимой информации.
Система учебных пособий А.А. Плешакова предоставляет учителю реальную возможность дифференцировать обучение, исходя из сформированности познавательных интересов учащихся и достигнутого уровня умения читать и понимать прочитанное (38).
Явления неживой природы изучаются в 1 и во 2 классах. В 1 классе рассматриваются такие явления, как облачность (Какие облака бывают?), снег (Откуда берется снег?), дождь (Почему идет дождь? Какие бывают дожди?), ветер (Что такое ветер? Почему дует ветер? Какой бывает ветер?), радуга (Как образуется радуга? Почему радуга разноцветная?). Во 2 классе явления рассматриваются в рамках тем: «Явления природы» (определение явлений природы, сезонные явления); «Что такое погода» (температура, облачность, осадки, ветер, гроза, метель, снегопад); неживая природа осенью (зимой, весной, летом). Объем изучаемого материала небольшой.
2. «Окружающий мир», авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов.
Реализуется в рамках образовательной программы «Школа XXI века». В данном курсе в большей степени нашло отражение интегрирование природоведческой и социальной составляющей. Изучение естественнонаучных и обществоведческих вопросов идет в едином курсе на протяжении всех четырех лет обучения. Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознание элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правильное поведение в ней.
В основе построения курса лежит принцип отбора наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, максимальный учет его психологических доминант, снятие авторитарного и установление демократического диалога между учителем и школьниками. Поэтому содержание курса построено «от ребенка», прослеживается его взаимоотношения с миром природы, вещей, своим собственным миром и социумом.
Автор предлагает использование нетрадиционных форм организации обучения, усиление роли занятий, которые проходят вне класса. Меняется и роль уроков в классе: из формы организации обучения «по шаблону», вербального накопления знаний из книг и со слов учителя они становятся средством обобщения, систематизации знаний, полученных чувственным путем. При этом автор предлагает изменить структуру урока в классе. Она состоит из взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Обязательной структурной единицей урока становится игра (ролевая игра) и продуктивная деятельность. Изучение программных тем идет в соответствии с особенностями природных и социальных явлений, уровнем развития и осведомленности учащихся, конкретными условиями школы. Последовательность изучения тем устанавливает учитель по своему усмотрению (10).