Для того чтобы использовать такую программную поддержку на уроке, учитель должен заготовить проект с листами-заданиями, которые он предполагает проработать на уроке. Задания формируются средствами графического редактора, редактора форм черепашек, с использованием текстовых окон, инструкций черепашек.
Достоинствами самостоятельно разработанных компьютерных заданий в данной учебно-развивающей среде являются: относительная простота разработки; возможность использования «подручных» (имеющихся в распоряжении разработчиков) программных средств и сочетания их достоинств для решения разных дидактических задач; возможность адаптации к условиям и потребностям учебного заведения (учитель может отредактировать или заменить некоторые из заданий); возможность использования заданий при организации различных форм, на различных этапах образовательного процесса. (11).
Таким образом, в процессе обучения естествознанию при изучении темы «Явления неживой природы» (как, впрочем, и других тем) могут быть использованы следующие виды программных продуктов: педагогические программные средства (компьютерные программы учебного назначения), учебно-развивающие программные среды, электронные издания, компьютерные программы общего назначения. Выбор адекватных программных средств зависит от ряда факторов, которые необходимо учитывать педагогам, решившим использовать ИКТ в обучении.
Выводы к Главе II
Модернизация школьной образовательной системы России отводит значительную роль информатизации учебного процесса, в том числе использованию компьютерных и компьютерных и коммуникационных технологий. Однако, несмотря на то, что множество факторов и опыт школ свидетельствуют об эффективности их использования, процесс информатизации начального образования сдерживается рядом организационно-педагогических и методических проблем.
В первом пункте второй главы раскрываются способы решения данных проблем:
- проведение уроков с использованием ИКТ в мультимедийных классах;
- включение учителем в тематическое планирование перечня электронных материалов, имеющихся в школе;
- учет индивидуальных особенностей школьников и составление примерного списка учащихся, которых целесообразно привлечь к индивидуальной работе за компьютером на конкретном уроке и т.д.
Здесь же приводятся доводы, доказывающие целесообразность использования компьютерных технологий в обучении младших школьников. Среди них: уменьшение количества дидактических затруднений у учащихся; повышение активности и инициативности школьников; положительная динамика мотивации учения; возможность дифференцировать процесс обучения младших школьников с учетом их индивидуальных возможностей; формирование навыков использования новых информационных технологий для самообразования школьников и др.
При этом необходимо помнить, что компьютер используется на занятиях как современное средство обучения предмету, а не рассматривается как объект изучения.
При анализе различных программных средств на предмет возможности их использования при формировании у младших школьников знаний о явлениях неживой природы было выявлено, что, хотя специально разработанных педагогических программных средств пока еще недостаточно, однако у преподавателя есть возможность использовать уже имеющихся, а также создавать собственные. При этом при разработке комплексного программного средства учебного назначения необходимо руководствоваться следующими принципами: принципом адаптивности, принципом визуализации, принципом стимулирования, принципом самостоятельности в изучении, принципом «Играя учись», принципом обратной связи, принципом комфортности.
К программным средствам, которые возможно использовать при обучении детей естествознанию, можно отнести: педагогические программные средства, учебно-развивающие среды, электронные издания, прикладные программы общего назначения.