Классификация методов обучения

Страница 1

В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет. В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний. Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание. В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.

Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.).

В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:

1. По источнику информации с учетом формы обучения.

2. По характеру поисковой деятельности.

3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).

4. По логической структуре содержания учебного материала.

Классификация методов обучения

Основные методы

Подгруппы методов

Отдельные методы

Целевая функциональность группы методов

Источниковые

1.Словесные

2. Наглядные

3. Практические

1.Лекция, рассказ

беседа и др.

2. Демонстрация кино, видео,

слайдов и др.

3. 3.Упражнения, опыт, работа с

книгой, анализ,

описание образ-

цов и т.д.

Учитывают формы обучения,

рассчитанные на

приобретение знаний, умений, навыков

Поисковые

1.Репродуктивные

2. Продуктивные

1. Информационные, рецептивные, репродуктивные

2.Проблемные,

частично-поисковые

Учитывают вид

поисковой деятельности обучающегося

Изучения логической структуры

учебного материала

1.Изучение ста-

тики объекта

2. Изучение динамики объекта

1.Описание ста-

Т тики элементов, описание и анализ структуры элементов

2 2. Методы системного анализа

Учитывают логическую структуру содержания учебного материала

Логические

1.Индуктивный

2. Дедуктивный

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др.

Учитывают логику познания и

психологического усвоения

Страницы: 1 2 3 4

Навигация