В настоящее время существует множество классификаций методов обучения с разнообразными подходами, выдвинутых педагогами разных лет. В 30-е годы была разработана и внедрена в практику классификация по источникам подачи и восприятия знаний. Затем развивается классификация методов обучения по исследовательско-поисковому началу, которая к настоящему времени получила широкое признание. В 50-е годы на основе работ психологов и педагогов разрабатываются методы обучения с учетом психологических операций и логики познания.
Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.).
В настоящее время предлагаются классификации методов на следующих основаниях:
1. По источнику информации с учетом формы обучения.
2. По характеру поисковой деятельности.
3. По логике обучения (по использованию логико-психологических операций).
4. По логической структуре содержания учебного материала.
Классификация методов обучения
Основные методы |
Подгруппы методов |
Отдельные методы |
Целевая функциональность группы методов |
Источниковые |
1.Словесные 2. Наглядные 3. Практические |
1.Лекция, рассказ беседа и др. 2. Демонстрация кино, видео, слайдов и др. 3. 3.Упражнения, опыт, работа с книгой, анализ, описание образ- цов и т.д. |
Учитывают формы обучения, рассчитанные на приобретение знаний, умений, навыков |
Поисковые |
1.Репродуктивные 2. Продуктивные |
1. Информационные, рецептивные, репродуктивные 2.Проблемные, частично-поисковые |
Учитывают вид поисковой деятельности обучающегося |
Изучения логической структуры учебного материала |
1.Изучение ста- тики объекта 2. Изучение динамики объекта |
1.Описание ста- Т тики элементов, описание и анализ структуры элементов 2 2. Методы системного анализа |
Учитывают логическую структуру содержания учебного материала |
Логические |
1.Индуктивный 2. Дедуктивный |
Анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация и др. |
Учитывают логику познания и психологического усвоения |