Школьная дезадаптация

Школа переживает трудные времена. Переполненность классов, недостаток специалистов, их низкий профессиональный уровень, приводят к увеличению числа конфликтов между учениками и учителями. Школа практически отказалась от воспитательной функции и чаще всего использует репрессивные меры воздействия, преследуя цель поддержания дисциплины любыми доступными средствами, которых осталось мало. Нередко успеваемость ученика по предмету находится в прямой зависимости от отношения учителя к нему. Это приводит к снижению авторитета школы, значимости обучения вообще. В то же время, неуспеваемость, плохое поведение подростка в школе становится причиной семейных конфликтов, способствует возникновению отчуждения между родителями и детьми. Школьная дезадаптация имеет свои причины:

Разрушение положительной учебной мотивации (конфликты ученика с учителем, сверстниками, неадекватная оценка учебной деятельности и другие).

Социально-педагогическая запущенность (ограниченность в интеллектуальном развитии ребенка);

Особенности семейного воспитания (гипоопека или гиперопека)

Воздействие асоциальной неформальной среды

Этому фактору приписывают неадекватно большое влияние на несовершеннолетних. И это можно понять – на улицах заметно выделяются неформалы самых различных направлений, просто "тусовки" праздно шатающейся молодежи. Но далеко не все группы действительно асоциальны (отличие, непохожесть еще не признак асоциальности). В то же время уход в неформалы обычно является лишь следствием сложившихся в семье отношений. В последние годы значительно увеличилось число семейных конфликтов в результате ценностного несовпадения. Многие родители не в состоянии принять существование иных ценностей, кроме тех, которыми они руководствовались в своей жизни. В результате они отвергают не только действительно низкое, вульгарное, но и позитивную составляющую в жизни своих детей: свободу самовыражения, самореализации, ценность личности и другие. Реакцией подростка на это становится стремление ко всему, что отвергнуто родителями, как положительному, так и отрицательному. Таким образом, то, что считалось совсем недавно фактором стабильности семьи – ценностная определенность родителей, сейчас выступает фактором риска: ригидность, нетерпимость.

Навигация