Корни социальной дезадаптации лежат в социальных условиях развития личности и, прежде всего, в условиях семейного воспитания. Социальная дезадаптация, отчуждение от воспитанников берут свое начало в последствиях депривации, испытанной в детстве. Отсутствие эмоционально-теплых отношений, где родители ненадлежащим образом заботились о детях, не любили их, психологически не принимали их или даже жестоко обращались с ними. А чем меньше тепла, ласки, заботы получает ребенок, тем медленнее он формируется как личность. Следствием этого является сенсорный голод (чувств, ощущений), недоразвитостью высших чувств, связанных с нравственностью – долг, совесть, отставание в развитии интеллекта и нарушения психики. Грубость, недружелюбие, равнодушие родителей – самых близких и значимых для ребенка людей, дают ему чувство незащищенности, основание считать, что мир к нему враждебен, что чужой человек способен причинить ему еще больше неприятностей и огорчений. Так закладываются основы отчуждения человека, его личностной позиции неприятия окружающей среды, непонимание ее, ожидание угрозы с ее стороны. Отсюда состояние уверенности, недоверие, неприязнь, подозрительность, страх перед людьми, враждебность им, ощущение своего одиночества. Пытаясь как-то приспособиться к трудным ситуациям, избежать жестокости родителей, дети вынуждены искать иные, прочные средства самозащиты. Ложь, хитрость, лицемерие наиболее распространены среди них. Со временем эти черты становятся основой приспособленчества, низости, беспринципности и других пороков. В случае явного отвержения ребенка в семье, его озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Человек чрезвычайно ожесточается, сам становится циничным, грубым, агрессивным, не считается с чувствами других людей.