Настоящее педагогическое мастерство рождается, когда и взрослые, и дети испытывают радость от совместной работы.
Н.К. Крупская
Стремясь постичь секреты профессионального мастерства педагог главным образом совершенствует методы обучения и воспитания учащихся, это закономерно.
Но одни и те же методы часто приносят не равнозначный качественный результат. Бывает, даже апробированные методы часто приводят, к минимальному успеху, и учитель сетует: « Все делал по методической разработке, а дети шумят, не слушают».
Успешность работы учителя зависит от личного характера учителя, взаимоотношений с детьми, словом от педагогического мастерства. В связи с этим педагогическое мастерство правомерно рассматривать как совокупность определенных качеств личности учителя, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогический подготовленности, способностью оптимально решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития школьников).
Какие же качества личности присуши учителю – мастеру?
Основные качества - знание предмета деятельности, стремление к самообразованию, труд, любовь к детям, требовательность, чувство меры, педагогический такт, личный пример, выдержка, терпение, искренность, наблюдательность, умение пользоваться голосом и многое другое.
Мастерство учителя проявляется в голосе, мимике, тоне жесте. Неумение пользоваться голосом граничит с непригодностью к педагогической профессии. Чрезмерно громкий голос учителя влияет на нервное состояние ученика. Неожиданно раздражительный тон раздражает и учащихся.
Речь педагога должна быть доступной, выразительной, логически стройной.
Профессиональная зоркость (прозорливость) заключается в умении проникать во внутренний мир своего ученика, находить с ним общий язык. Нарываться на конфликты помогает это качество. К выше названным качествам каждый учитель может добавить и своё, перечисленные являются необходимыми для каждого из нас.