Занимайтесь с ребенком с рождения. Дети удивительно восприимчивы, считает господин Ибука, и способны научиться очень и очень многому с самого раннего возраста. В книге “После трех уже поздно” он рассказывает об одной семье, в которой сначала родился мальчик, а потом девочка. Младенчество мальчика прошло в постоянном общении с мамой – у молодой семьи была маленькая однокомнатная квартирка, и так получилось, что мама почти не выпускала ребенка из своего поля зрения, постоянно разговаривала с ним. В результате он начал говорить в 8 месяцев и рос очень жизнерадостным и открытым карапузом.
Через несколько лет у него родилась сестренка. Родители к тому времени купили себе трехкомнатную квартиру, и малышке выделили отдельную комнату. Естественно, ее общение с родителями было сильно ограничено, что сказалось и на ее интеллектуальном, и эмоциональном развитии (говорить она научилась намного позже, и была куда менее позитивной, чем ее брат).
Нужно подкреплять интерес ребенка. Когда дети маленькие, сложно распознать склонность ребенка к какому – либо виду деятельности. Когда у малыша появляется интерес, важно вовремя среагировать и всячески его поддерживать. Ведь часто интерес перерастает в увлечение, увлечение в хобби, а хобби со временем может стать профессией.
Не пытайтесь оградить малыша от того, что вам кажется слишком сложным для него.Еще один стереотип западного воспитания – учить ребенка “от простого к сложному”, чтобы не перегружать его нервную систему. Но Масару Ибука с этим не согласен. Если до чего-то он еще “не дорос”, значит, он просто не обратит на это особого внимания. Если он заинтересовался чем-то, значит, он готов хотя бы частично эту информацию усвоить. Поэтому родителям не нужно ограничивать познавательную активность ребенка просмотром мультиков и играми в кубики. Не бойтесь говорить с ним на нескольких языках и включать Баха вместо “Чунга-Чанги”. Развивайте воображение ребенка и склонность к импровизации. В большинстве своем дети обладают прекрасным воображением и способностью выдавать самые неожиданные ассоциации (у людей постарше это качество именуется креативностью и может быть весьма неплохо монетизировано). Тем не менее, родители часто делают все возможное, чтобы “впихнуть” разгулявшуюся фантазию ребенка в привычные им рамки. “Дом не может быть треугольным, а яблоко синим”, – поучают они чадо, и со временем карапуз просто утрачивает интерес к экспериментам.
Поэтому, учите ли вы ребенка рисовать или лепить, разглядываете ли книжки с картинками или наблюдаете за животными в зоопарке, – дайте малышу возможность видеть то, что ему хочется видеть и выдавать собственные интерпретации.
Не навязывайте малышу собственные гендерные стереотипы.
Мальчики в голубом, девочки в розовом, мальчики играют в машинки, девочки в куклы, – вот еще одна родительская “программа”, которая может сильно ограничить развитие мышления ребенка в первые годы жизни. Если для вас так важно гендерное воспитание ребенка, занимайтесь им после того, как малышу или малышке исполнится три года. До этого дайте ему или ей возможность попробовать игрушки и занятия, которые, возможно, не очень свойственны представителям его или ее пола, но помогут именно вашему чаду раскрыть свой потенциал.
Стимулируйте интерес к искусству. Исключительно трепетное отношение к эстетическому развитию детей – это, видимо, еще одна национальная типично японская черта. Недаром даже наши современники, живущие в Японии, восхищаются обитателями Страны восходящего солнца, одинаково виртуозно умеющими рисовать, играть на нескольких музыкальных инструментах и писать компьютерные программы. Раннее знакомство малыша с мировыми шедеврами живописи, музыки, с прекрасными стихами будет стимулировать его самого на развитие в той или иной области искусства. А это, в свою очередь, поможет воспитанию качеств характера, которые Ибука считает очень важными для гармонично развитой личности: терпения, чувства собственного достоинства, самоорганизации и даже стремления к лидерству.
Чем меньше у ребенка игрушек – тем лучше. Избыток игрушек рассеивает внимание малыша, не дает ему сконцентрироваться на чем-то одном, а также может мешать развитию у него воображения (с этой точки зрения намного эффективнее будет выдать ребенку 1-2 игрушки и поощрять их “нецелевое” использование, например, создание кукольного домика из ботинка).
Научить ребенка времени можно с помощью теле и радиопередач.
Если малыш постоянно смотрит телевизор, можно выработать у него некоторые представления о времени с помощью его любимых передач. Он очень быстро усвоит, что “то, что до мультиков – это утро, после мультиков мы идем гулять, затем обед и сон (это день), после сна – развивающая программа, после нее уже вечер”.
Колыбельные или сказки на ночь могут быть полезны с точки зрения развития у малыша памяти. Масару Ибука одним из первых попытался реабилитировать практику совместного сна, которая в 60е-70е годы прошлого века считалась неприемлемой на Западе. Оказывается, если родитель, укладывая ребенка спать, рассказывает полусонному малышу сказку или поет песенку, то карапуз усваивает эту информацию намного быстрее, чем если был бы в состоянии бодрствования. Такова специфика работы головного мозга.