Свобода совести – одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, основополагающее неотъемлемое право человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничение в других гражданских правах и свободах или их утрату. Свобода совести включает право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять и распространять религиозные или иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не ущемляя свободы и достоинства других.
Религиозный экстремизм – социально-политическое движение, стремящееся повлиять на процесс общественного развития, исходя из религиозно-правовых норм и догм. Как приверженность к крайним взглядам и действиям он проявляется в крайней нетерпимости к представителям различных конфессий, либо жестоком противоборстве в рамках одной конфессии и зачастую используется в политических целях, в борьбе религиозных организаций против светского государства или за утверждение власти представителей одной из конфессий.
В Федеральном законе "о противодействии экстремистской деятельности" дается определение таким понятиям как "экстремистская деятельность", "экстремистская организация", экстремистские материалы", но при этом правовое определение религиозного экстремизма в действующем законодательстве отсутствует. Учитывая геополитическое положение Краснодарского края, его этнополитическую и этноконфессиональную ситуацию, особую обеспокоенность вызывает возможность распространения нетрадиционного для России религиозно-политического направления в исламе – ваххабизма. Это направление при отсутствии профилактической работы с молодежью органов государственной исполнительной власти, общественных религиозных организаций может получить распространение в молодежной среде представляющей различные этнокофессиноальные группы. Согласно имеющимся данным, с середины 60-х до середины 90-х годов ХХв. численность фундаменталистских течений всех религиозных направлений возросла в три раза. В настоящее время почти четвертая часть всех террористических группировок преследует религиозные цели. Расширение религиозного экстремизма сопровождается резким увеличением числа террористических актов – более половины из 64319 случаев за период с 1970 по 19995. Молодежь в экстремистских организациях представлена подавляющим большинством – около 70-80%. А в конце 80-х в террористические движения включились подростки, например среди арабских и иранских групп от 12 до 15лет. Средний возраст террористов не превышает 20 лет, хотя лидеры несколько старше. Наряду с активизацией экстремистского крыла в исламском движении серьезную проблему представляет деятельность некоторых новых и нетрадиционных религиозных движений типа Аум Синрике или Ветви Давидовой, применяющих террористические методы. Необходимость профилактики распространения в молодежной среде края некоторых новых религиозных культов и движений обусловлена их активной миссионерской работой преимущественно с молодежью. Наряду с этим важно учитывать следующие виды угроз: активацию новых религиозных движений на территориях испытывающих негативные последствия этнополитической напряженности из-за своего приграничного положения с полиэтнически нестабильными регионами. Использование религиозного фактора в политических целях, что приводит к религиозному экстремизму и терроризму. Использование религиозной сферы личностями с авантюрными и криминальными наклонностями с целью незаконного обогащения и усиления своей власти, что делает отдельные религиозные образования опасными для личной и общественной безопасности.
Религиозный энтузиазм неофитов, особенно радикально проявляющийся у молодежи, что выражается в отказе от семьи, учебы, профессиональной карьеры, а также его крайние формы – кровавые жертвоприношения, самоубийства. Догматически обусловленное миссионерство помимо распространения Веры является одним из главных элементов территориальной и экзистенциальной экспансии. По материалам исследований молодежь в возрасте до 30 лет из числа последователей новых религиозных движений составляет в среднем от 50 до 90%.
На сегодняшний день молодежный экстремизм, по мнению многих исследователей, становится одной из острых социальных проблем, способной привести к серьезным политическим последствиям. Молодежный экстремизм обладает рядом особенностей отличающих его от экстремизма взрослых. Молодежный экстремизм, связанный с религиозными и национальными факторами представляется особенно опасным с учетом особенностей геополитического положения Краснодарского края. Потенциальная угроза, распространенная в молодежной среде края экстремистских религиозных идей и учений, ряда новых религиозных культов и движений, может способствовать возникновению конфликтов на межнациональной почве. В сфере реализации молодежной политики в крае управление по делам молодежи и воспитательной работе департамента образования и науки Краснодарского края не может брать на себя функции по решению вопросов, связанных с регистрацией государственно-конфессиональных отношений, регистрацией религиозных организаций, осуществлять контроль за их деятельностью. Но вместе с тем, деятельность управления по делам молодежи по профилактике религиозного экстремизма, противодействию негативному влиянию на молодежную среду ряда новых религиозных культов и движений зарубежного происхождения может стать одним из наиболее актуальных направлений в молодежной политике.