Приведен «обобщенный портрет» разных уровней познавательной самостоятельности, опираясь на исследование, опыт, наблюдения. Но у конкретного ученика каждый компонент этого качества может проявляться (и проявляется) индивидуально. Поэтому группировать учащихся класса по степени развитии самостоятельности нелегко, поскольку каждый уровень ее в «чистом», идеальном виде, как и темперамент человека, представлен не так уж часто. Тем не менее, стратегии обучения, ориентированная на развитие личности, побуждает сегодня творчески работающего учителя по возможности вести для себя такую дифференциацию. Это позволяет держать постоянно в поле зрения те стороны самостоятельности, которые «западают», целенаправленно их развивать. Эффективнее этот процесс протекает, если ученик тоже знает недостатки своей деятельности и стремится развивать у себя самостоятельность. И хотя в классе, разумеется, далеко не каждый может подняться до высокого уровня, но существенно продвинуться в чем-либо может каждый, если усилия, учителя помножены на усилия самого ученика.
Важно, что у школьников в процессе обучения формируются качества личности, свидетельствующие об их возросшей социально-психологической зрелости, появляется понимание социальной значимости своей деятельности. Проекты, создаваемые на занятиях факультатива, отличаются от «урочных» проектов большей содержательностью и сложностью. Особое внимание уделяется комплексным проектам, где реализуются межпредметные связи, куда включены более сложные и нетрадиционные технологии. Их выполнение требует более высокого уровня самостоятельности, активности и творчества детей.
По мнению психолога В.В.Дружинина, человек нередко переживает чувство собственной неполноценности, чаще всего это бывает в детстве и накладывает отпечаток на формирование и развитие личности. Так происходит, когда взрослые ограничивают инициативу и самостоятельность ребенка, демонстративно подчеркивают его ошибки, недостатки и неудачи, свойственные его возрасту. Компенсация чувства собственной неполноценности может быть полезной для индивида и для общества, если он активизируется в учебе, искусстве, каких-то увлечениях, общественной жизни».
Самостоятельность в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребенка. Она связана, во-первых, с общим свойством генотипа, которое дает возможность человеку совершать действия не только элементарного, но и высшего уровня. Это свойство обнаруживается у детей уже в раннем возрасте и проявляется в стремлении без помощи других завладеть игрушкой, самостоятельно выполнять действия, которые называют взрослые, включаться в речевую деятельность и др. Малыш уже в возрасте одного - двух лет на вопросы «Как папа чистит зубы?», «Как дядя поет?», «Как Костя умеет танцевать?» охотно, а главное, точно воспроизводит и свои, и чужие действия. Известны случаи (а их было немало), когда в семье психологов детеныша шимпанзе воспитывали вместе с детьми. Но и в одинаковых условиях действия ребенка оказывались более разнообразными и совершенными как по объему, так и по уровню созревания. Значит, сама природа дарит человеку великое благо - возможность быть самостоятельным, сильным! Скажем больше: нормально развивающемуся ребенку дана не только возможность, но и стремление к самостоятельности, столь хорошо выраженное уже у дошкольника. Всем известны типичные ситуации, на которые взрослые далеко не всегда правильно реагируют. Малыш, отвергая помощь старших («Я – сам!») старается, хотя и неумело, надеть шапку, застегнуть пальто, открыть дверь, рассказать сказку сверстнику. От этих действий ребенка до независимых суждений и самостоятельных поступков взрослого человека - долгий и сложный путь.