Итак, выделяют три «кита» самостоятельности: умение - мотив - воля. Вряд ли можно говорить о главном среди них, если речь идет о самостоятельности как свойстве деятельности и личности, но важно иметь в виду, что они теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловлены. Желание действовать самостоятельно чаще выражено у тех ребят, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. Не случайно самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Именно взаимосвязь всех этих качеств определяет отношение человека к самому себе, к собственному труду, к другим людям, к духовным ценностям. Трудно не согласиться с мыслью известного психолога Р. Уайта, что человеку свойственно стремление к познанию себя в действительности и к реализации себя в деятельности.
Обучение, сотрудничество ученика с учителем и товарищами особенно ценно в тех случаях, когда оно не только помогает овладеть социальным опытом, знаниями, но и побуждает к самопознанию и самореализации. Осознавать себя в роли субъекта деятельности - это значит ставить перед собой цель, планировать свои действия и контролировать их. Но именно эта рефлексивная сторона самостоятельности наименее развита у наших школьников, как и умение, общаться, взаимодействовать.
В числе добрых традиций отечественной школы - забота о развитии мыслительной самостоятельности учащихся в обучении. Усилия школьников чаще направляются на решение познавательных задач. Однако этого явно недостаточно. Недооценка практической самостоятельности приводит к тому, что в сложных жизненных ситуациях ребята не умеют пользоваться полученными знаниями. Не владеют часто элементарными, но крайне важными навыками: ставить цель и стремиться к ее достижению, планировать работу, владеть современными средствами труда, налаживать взаимодействие и др. «Безрукая» самостоятельность юных и взрослых интеллектуалов, умеющих давать советы и рассуждать, но не умеющих действовать, в экстремальных ситуациях часто оборачивается немалыми потерями.
Как преодолеть эту традиционную непрактичность, низкую организацию труда? Думается, и сегодня нам может принести немалую пользу глубокое и вдумчивое изучение зарубежного опыта, важно вооружать организационными навыками ребят уже в школе, включать молодежь в практические дела. Само собой разумеется, что практически воссоздать в учебном процессе школы отношения, складывающиеся в трудовой деятельности взрослых, нелегко, поскольку учащиеся не владеют специальными знаниями и опытом старших поколений. Тем не менее, моделирование практических ситуаций, требующих от ребят самостоятельности, крайне важно и необходимо. И чем раньше учащиеся включаются в решение познавательно-практических задач, тем лучше.
Согласимся и с теми, кто считает, что самостоятельность - это не только отсутствие помощи учителя, внешних опор, но и своеобразие, оригинальность, способность по-своему, интересно решать ту или иную задачу. Развивается такая самостоятельность там, где есть свобода действий, возможность выбора, право высказывать свои мысли, независимые суждения, совершать нравственные поступки. «Убеждена, - написала однажды учительница М. Аннинская, в «Учительскую газету»,- что только ученик с развитым чувством собственного достоинства, ни в чем не ущемленный, может вырасти настоящим, гордым человеком, отвечающим за свои поступки». Мы привели эти строки для того, чтобы обратить внимание еще на один важный аспект проблемы.