Имеются классификации современной семьи. [8] Ее подразделяют на:
1) молодую семью с присущими ей проблемами жилья, отношений с родителями, взаимных отношений, детей, недостатка средств и поиска дополнительных источников доходов, с большой вероятностью развода;
2) материнскую семью (семьи матерей-одиночек). Чаще среди них встречаются матери, работающие либо в сфере неквалифицированного тру да, либо имеющие высшее образование;
3) многодетные семьи подразделяются на сознательно выбравшие этот вариант и семьи, где не запланировано родились двойни-тройни, семьи, возникшие от слияния двух неполных семей (отец с детьми, мать с детьми), семьи, где дети являются средством получения социальных льгот.
Особое значение принадлежит молодым семьям, имеющим детей школьного возраста. На создание семьи сегодня больше ориентированы женщины. Мужчины чаще стремятся получить лишь партнера для секса, женщины, реже, - "спонсора", на содержании которого будут находиться она и дети. Большое распространение получил "гражданский брак" в форме взаимовыгодного неформального соглашения.
Таким образом, современная российская семья в условиях кризиса перестает играть для человека роль места общения и поддержки. Все это, несомненно, сказывается на отношении к детям.
Современные родители подчеркивают важность воспитания детей вообще, но не воспринимают их чаще всего как равноправных субъектов этих отношений. Современная семья достаточно конфликтна, причем, причины конфликта выстраиваются социологами по степени их важности для семьи: материальные отношения, жилищно-бытовые условия, отсутствие общих интересов.74 % родителей считают воспитание детей одной из причин семейных конфликтов. [12] Чем более открыта семья социальному окружению, чем больше она контактирует с внешним миром, создает виды совместного досуга, тем меньше ее конфликтность. Примерно четверть современных молодых родителей считают, что ответственность за воспитание детей не должна равномерно распределяться между супругами. Только 20 % родителей считают, что в их семьях есть конфликт поколений. Очень высоко оценивая воспитательный потенциал своей семьи, современные молодые родители, при этом предпочитают проводить досуг, далеко не всегда общаясь с детьми
Социологами замечено, что более критически относятся к своим детям те родители, которые не участвуют серьезно в их воспитании. Наоборот, те из них, кто проверяет задания, интересуется детской жизнью, оценивают своих детей более объективно. В целом, лишь 15 % родителей склонны нести личную ответственность за недостаточное воспитание своих детей, остальные списывают неудачи на недостаток способностей детей и неудачную работу школы.
Отношение родителей к школе таково.63 % - за существование разных типов школ, но 60 % видят главную задачу школы только в обучении и лишь 15 % - в воспитании. Высокий уровень знаний, получаемых ребенком при благоприятном отношении со стороны учителей - критерий родительского удовлетворения школой. Лишь 10 % родителей приемлют наказания в школе. Родители сформировали за последние 10 лет устойчивый набор котирующихся у них образовательных областей (экономика, право, информатика, иностранный язык). Они не готовы сегодня всерьез помогать школе, прийти туда лишний раз.42 % готовы участвовать в уборке класса, 31 % - принять дома одноклассников своего ребенка,20 % - провести занятия по интересующей родителей теме с ребятами класса, где учится их ребенок. Около 50 % родителей отрицательно относятся к развитию платных образовательных услуг в школе, при этом около 30 % понимают их неизбежность. [12]
Взрослые озабочены решением материальных проблем, и дети все более предоставлены сами себе, что заставляет родителей перекладывать на школу ответственность и за детский досуг. Тенденция к росту неполных и социально неблагополучных семей в обществе, видимо, будет сохраняться. Проблемы матерей-одиночек (по материалам социологических опросов), больше связаны с вопросами материального обеспечения ребенка, нежели с его воспитанием и школой. Только каждая четвертая женщина этой категории надеется на будущий брак, то есть, большинство рассчитывает на себя. Поэтому они не видят для себя возможности овладевать педагогическими знаниями.