Вчера был удивительный день. Планета Земля попала под «звездный дождь». Мы его не видели, так как на небе светило солнце, но все его «почувствовали». Со многими людьми происходили странные, необычные вещи: они смеялись на улице, обнимали незнакомых людей, пели песни, танцевали, читали стихи, прыгали, бежали (на доске список лексических опор: laugh, hug strangers, recite poems, sing, dance, jump, run). Давайте узнаем, кто из вас попал под влияние звездной стихии. Узнайте у своего соседа, повлияли ли на него звезды. Did you dance in the street yesterday? Did you hug strangers? (задание выполняется в парах). Ну а теперь, поделитесь с нами, кто из нас попал под влияние звездной стихии? (пара - класс). «ученик - класс»).
2. Следующий пример коммуникативной ситуации, учебной целью которой является активизация общего вопроса в грамматической форме Past Simple.
Вчера был удивительный день. Планета Земля попала под «звездный дождь». Мы его не видели, так как на небе светило солнце, но все его «почувствовали». Со многими людьми происходили странные, необычные вещи: они смеялись на улице, обнимали незнакомых людей, пели песни, танцевали, читали стихи, прыгали, бежали (на доске список лексических опор: laugh, hug strangers, recite poems, sing, dance, jump, run). Давайте узнаем, кто из вас попал под влияние звездной стихии. Узнайте у своего соседа, повлияли ли на него звезды. Did you dance in the street yesterday? Did you hug strangers? (задание выполняется в парах). Ну а теперь, поделитесь с нами, кто из нас попал под влияние звездной стихии? (пара - класс).
3. Еще один пример коммуникативной ситуации, направленной на активизацию грамматических и лексических способов выражения будущих намерений и планов.
Вы попали на необитаемый остров (рисунок). Осмотритесь и подумайте, что вы собираетесь предпринять. Посмотрим на возможные варианты действий (на доске - список «идей»). Этот список, конечно, может быть вами дополнен. Как только вы определитесь, запишите ваш план действий (индивидуальная работа), а затем поделитесь своим планом с каждым и найдите единомышленников (пары сменного состава). С кем вы будете действовать вместе и что вы собираетесь предпринять? (микрогруппы - класс).
Ключевым моментом контроля любой из форм является оценка учителя. Педагогическое оценивание (устное - для устных видов деятельности, письменное - для письменных творческих работ) всегда позитивно, в нем подчеркиваются подлинные достоинства работы, проявляется искренняя заинтересованность в результатах деятельности, в способах ее осуществления. Взаимооценивание - форма контроля, которой необходимо обучать участников общения с первых занятий, акцентируя мысль на том, что мы учимся оценивать не личность, а результаты деятельности. Учитель обеспечивает обучающихся широкой палитрой способов выражения похвалы и одобрения на иностранном языке.
Рассмотренные коммуникативные ситуации обучения говорению соответствуют речевым упражнениям, направленным на активную речевую продукцию ученика. Коммуникативный метод отвечает на этот вопрос утвердительно, и одним из его решений является языковая игра. Этапы языковой игры соответствуют этапам классического коммуникативного задания: ориентирующе -мотивационный (стимулирующая функция этапа - выиграть, быть первым; ориентирующая - описание правил игры); исполнительский - непосредственное участие в игре; контрольный - подведение итогов, награждение победителей.