Особенности развития внимания дошкольников

В каждый момент своего бодрствования человек что-то слышит, видит, о чём-то думает или с кем-то говорит, что-то делает.

Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью всё, что на него воздействует. Он выделяет то, что представляет для него интерес, соответствует его потребностям, жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем, то есть внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный мир.

Внимание является особой формой психической активности человека, она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов: восприятия – когда мы вслушиваемся, рассматриваем, принюхиваемся, пытаясь различить какой-нибудь зрительный или звуковой образ, запах; мышления, памяти; воображения – когда мы стараемся что-то представить себе.

Многие учёные по-разному определяли сущность и происхождение внимания. Так, Н.Н. Ланге в работе «Теория волевого внимания», опубликованной в 1893 г. приводит обзор теорий внимания от Августина до конца 19 в. Она распределяет эти теории на 8 групп. [5, С.5]

Среди отечественных психологов, П.Я.Гальперин [5] выдвинул оригинальную трактовку внимания.

Изучение внимания в нашей стране проводилось в основном с целью тестирования его свойств у лиц различных категорий, в том числе у детей 5-6 лет. К таким авторам, работы которых имеют фундаментальное значение, относятся Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и Д.Н. Узнадзе. Они исследовали внимание с разных общепсихологических позиций. [7, С.125]

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания, на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающее повышение уровня двигательной активности ребенка.

Внимание ребёнка дошкольного возраста формируется в основном благодаря игре, которая считается ведущим и преобладающим видом деятельности периода дошкольного детства.

Физические упражнения способствуют развитию внутренней саморегуляции – возможности управлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию.

Навигация