В современной социально-педагогической литературе существует огромное количество определений понятия семья.
В.В. Давыдов дает определение семьи, как основанной на браке или кровном родстве малой социальной группы, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [31, 319].
Василькова Ю.В. и Василькова Т.А. дают следующее определение семьи: «семья – созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и мертвых, близких и дальних, известных и неизвестных» [8, 271].
Юридическое определение семьи можно обнаружить в работах Л.В. Мардахаева: «Семья – это объединение чаще всего совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или иной формы устройства детей на воспитание в семью» [33, 259].
Наиболее распространено среди исследователей определение семьи, данное А.Г.Харчевым:
«Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными, или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения» [38, 15.].
Н.В. Клюева определяет семью, как «малую (первичную) группу, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост». [29, 57].
Воспитание детей в семье – дело сложное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской педагогики и психологии. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье.
Воспитательный потенциал семьи составляет комплекс факторов и условий, определяющих ее педагогические возможности. В качестве компонентов воспитательного потенциала семьи можно выделить:
- численность и структуру семьи
- нравственно-психологическую атмосферу, характер внутрисемейного общения.
- жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и культуры
- распределение обязанностей в семье
- материальные и бытовые условия семьи
- организация семейного досуга, наличие семейных традиций
- взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.
Количество детей в семье, отсутствие одного из родителей или замена его неродным, наличие в семье старшего поколения (бабушки, дедушки) - все это влияет на становление личности ребенка.
Многие великие педагоги еще с древних времен говорили, что ребенок должен воспитываться в семье. В настоящее время право ребенка на жизнь и воспитание в семье признается в законодательстве как федерального, так и международного уровня. Семейное воспитание необходимо в силу ряда причин: