1. Переход от учебно-предметного ЗУН-овского содержания образования, построенного на освоении «основ наук», к основанному на выращивании и развитии универсальных умений, способов освоения мира.
Под универсальным умением мы понимаем такое умение, способ, который может быть применен человеком в освоении нескольких образовательных областей или сфер деятельности. Например, умения:
- выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом, т. е. придавать им свой личностный смысл;
- ориентироваться в пространстве, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия;
- выражать себя, мир своих чувств и представлений в разных видах творчества;
- строить коммуникации с другими людьми и т. п.
Мы предполагаем, что условия для начала развития многих универсальных умений могут создаваться в младшей школе. Принципиально важным является то, что речь идет не о направленном формировании взрослым тех или иных умений у ребенка, а о создании условий, способствующих наращиванию этих умений самим ребенком в опыте индивидуальной и коллективной деятельности. При этом индивидуальность проявляется в том, какие универсальные умения и в каком темпе ребенком осваиваются.
2. Отказ от предметно-урочной системы как основной формы учебного процесса. На наш взгляд, существует противоречие между тем, как целостно воспринимает мир ребенок, и жестким делением учебного процесса на отдельные предметы и уроки. Чем больше формализуется в этом смысле учебный процесс, тем больше разрыв между ним и ребенком, его жизнью. Это порождает проблемы с мотивацией, снижение познавательного интереса, неготовность применять разрозненные предметные умения в жизненных ситуациях. Узкие рамки предмета препятствуют работе над развитием универсальных умений.
Стремление освободиться от предметных рамок, сделать образовательный процесс более целостным, многообразным приводит к отказу от урока как основной единицы такого процесса. Наряду с уроком возникают иные образовательные формы: «погружения», проекты, внеаудиторные занятия, образовательные путешествия и игры, мастерские и т. д.
Модель учебного процесса, предлагаемая нами для начальной школы, условно названа целостной жизнедеятельностью. В ней познавательная и игровая деятельности разных типов и форм совместно разворачиваются в процессе разрешения проблем, реально возникающих в жизни детского коллектива, условно принятых в игре или для удовлетворения детского интереса.
Одной из возможных форм реализации целостной жизнедеятельности является детско-взрослый проект, в котором участвуют ученики, педагоги и родители. Проект, понимаемый таким образом, есть поле для возникновения образовательных ситуаций как предметного, так и непредметного плана. Эти проекты могут инициироваться как учителем, так и детьми. В такой целостной модели воспитательная часть процесса неразрывно соединена с учебной.
3. Создание условий для получения ребенком опыта поиска собственного интереса и опыта разнообразного выбора. Этим задачам в нашей модели отвечает «Свободный день», в который каждый ребенок составляет личное расписание, выбирая (независимо от класса) какие-то из многих мастерских, «свободные уроки». И в проектных, и в урочных формах присутствует возможность выбора видов деятельности, форм и способов, тем, материала, партнеров, роли и позиции и т. д.