Наверное, можно и нужно спорить о том, насколько этот процесс является результатом распада прежней системы общественных отношений и в целом соответствующей этим условиям прежней централизованной системы народного образования. Или все-таки современная реформа системы образования — прогнозируемый процесс и соответствующий результат целенаправленной политики руководства прежнего Министерства образования РФ, продолженной новым Министерством общего и профессионального образования РФ. В среде педагогов найдется немало сторонников и той, и другой точек зрения .
В конце 80-х — начале 90-х образование вступило в период кризиса, который носил системный характер. Демифологизация просвещения, которая произошла под влиянием и стала одним из проявлений фундаментального кризиса образования, спровоцировала разрушение таких несущих конструкций советской системы образования, как марксизм, атеизм и технократизм. Многим теоретикам и практикам образования стало понятно, что эпоха советской общеобразовательной политехнической школы близка к завершению.
Широкое распространение в конце 80-х годов не только профильных классов и школ, но даже профильных групп в детских садах разрушило миф о равенстве возможностей и способностей детей в обучении и воспитании. А сами представления о механическом равенстве детей стали рассматриваться как антигуманные. Тем самым начала разрушаться последняя содержательная опора советской педагогики, последняя из сущностных характеристик советской системы образования — коллективизм, принцип «воспитания и обучения в коллективе и через коллектив».
В результате названных выше факторов уже в 1991 - 92 годах стали очевидны следующие тенденции:
— практически государство прекратило или утеряло контроль за профессиональной педагогической деятельностью;
— значительно понизился престиж «официальной» педагогической науки, из сферы стали уходить кадры, многие из оставшихся в отрасли специалистов работали без востребованности результатов их деятельности со стороны государства; не имея доступной издательской базы, их труды подчас оставались неизвестными педагогической общественности;
— вместе с тем разработкой новой структуры и содержания образования активно и достаточно результативно занялись несколько научных институтов (Институт общего образования МО РФ, ранее — НИИ школ MHO РСФСР, Московский институт развития образовательных систем — МИРОС, Центр педагогических инноваций и др.), временных творческих коллективов (ВНИК «Школа» и др.) и отдельных инновационных школ;
— новые учебники, которые стали разрабатываться в этот период, были во многом эклектичны, нередко охватывали лишь фрагменты тех или иных курсов; в целом альтернативных учебников было крайне мало, к тому же еще не были созданы структуры по их распространению;
— высшие учебные заведения окончательно отделились от школ, практически были отменены или утратили свое значение формально обеспечивающие преемственность образования государственные учебные программы среднего образования.
Вместе с тем с начала 1993 г. появился ряд признаков того, что обозначились позитивные тенденции, направленные на преодоление кризиса в образовании, а именно:
— принятие в 1992 г. закона Российской Федерации «Об образовании» положило начало преодолению хаотического состояния сферы образования, когда старые нормативные акты уже не исполнялись в силу их «недемократичности» и «тоталитарности», а новых еще не было (опыт функционирования системы образования показал, что этот закон сыграл положительную роль в построении новой системы образования);