Систему школьного исторического образования наряду с содержанием и основными принципами его отбора определяет структура, т. е. порядок, последовательность преподавания курсов всемирной истории в учебных заведениях. Существует два основных варианта организации исторического образования: линейный и концентрический.
Линейная структура школьного исторического образования предполагает однократное изучение курсов отечественной и зарубежной истории. В течение всех лет обучения школьники в хронологической последовательности знакомятся с наиболее яркими и значительными фактами прошлого с древнейших времен до современности.
Долгое время линейный принцип построения исторического образования был традиционен для советской школы. В соответствии с ним история преподавалась в 1934 - 1959 гг. и в 1965 - 1993 гг. Последний вариант линейной структуры, усовершенствованный в 1984 г. в связи с Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы, выглядел так:
Классы |
Исторические курсы |
Кол-во часов |
V |
Эпизодические рассказы по истории СССР |
2 |
VI |
История древнего мира |
2 |
VII |
История средних веков (до сер. XVIII в.) |
2 |
VIII |
История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. |
2 |
IX |
Новая история (1640 -1870 гг.) История СССР (XIX век) |
3 |
X |
Новая история (1870 – 1918 гг.) История СССР (с начала XX века до 1936 г.) Новейшая история зарубежных стран (1917 г.- 1939 г.) |
4 |
XI |
История СССР (1936 г. – до настоящего времени) Новейшая история зарубежных стран (1939 г. до наст. времени) |
3 |
Долголетию линейной структуры в школьном историческом образовании способствовали ее неоспоримые достоинства, подтвержденные практикой:
1) такая структура позволяет последовательно раскрывать основные ступени (этапы) развития общества от его предыстории до современности;
2) в процессе изучения перед школьниками предстает широкая панорама прошлого, насыщенная яркими событиями, выдающимися личностями, сложными явлениями;
3) это может быть всеобъемлющая, исчерпывающая информация или свободный, в общих чертах, обзор основных событий со значительными интервалами, пропусками, пробелами;
4) линейный принцип изучения истории помогает школьникам понять причинно-следственные связи и закономерности движения общества, сопоставить отдельные этапы его истории, проследить тенденции его развития, убедиться в неразрывной связи прошлого – настоящего - будущего;