В педагогике насчитывается более сорока функций учебника.
У М.Н. Скаткина это информационная и трансинформационная; систематизирующая; закрепление и самоконтроль; самообразование; интегрирующая; координирующая; воспитательная и развивающая функции
[25; С.27].
А.В. Хуторской считает, что традиционный учебник выполняет две основные функции: 1. является источником учебной информации, раскрывающей в доступной для учащихся форме предусмотренное образовательными стандартами содержание; 2. выступает средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование учеников [29; С.10].
Г.Г. Граник предлагает две функции: 1. закрепление полученных в классе знаний; 2. функцию «тренажера» [6; С.50].
Заринов С.Н. считает, что ранее учебникам были присущи следующие дидактические функции: информационная, организационно-координирующая интегрирующая, интерактивная, трансформационная (преобразующая), контрольно-регуляторная, мотивационная, коммуникативная, функционально-инструментальная, процессуально-деятельностная. А на сегодняшний день наиболее актуально использование учебника в качестве источника информации, средства трансляции информации, организатора познавательной деятельности, средства учебной мотивации учащихся и создания устойчивого познавательного интереса [11; С.56].
Уже в начале XX века ученые полагали, что учебник должен нести большую нагрузку, сопровождая весь учебный процесс. В наше время эту мысль неоднократно высказывали в теоретических работах такие крупные дидакты, как М.Н. Скаткин, и И.Я. Лернер, а так же психологи С.М. Бондаренко и Л.А. Концевая и многие другие. Подобный учебник должен помочь учителю формировать и развивать такие психические процессы и свойства человека. Как мышление, память, внимание, воображение, наблюдательность, самоконтроль и т.д.
Проблеме работы с учебной книгой следует уделить особое внимание – формирование этого умения во многом должно осуществляться с помощью самого учебника.