1. Тесты на опознания.
В тесте на опознания учащемуся задается вопрос, требующий от него альтернативного ответа: «да» или «нет»; «является» или «не является».
Например:
В организме человека 23 пары хромосом.
А. Да
Б. Нет
2. Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
В педагогике спорным остается вопрос о числе ответов в задании. Предлагаются задания, содержащие от двух до восьми ответов. Экспериментальная проверка тестовых заданий показала, что двух ответов недостаточно, так как в этом случае возрастает вероятность угадывания правильного ответа. В тоже время включение в задание шести- восьми ответов также оказывается неэффективным. В этом случае у учащихся уходит много времени на выполнение заданий и теряется одно из ведущих преимуществ нетрадиционных форм проверки - экономия времени. Поэтому считается целесообразным включать в тестовое задание этого типа четыре- пять ответов, из которых всего один правильный.
Например:
1. Где в растении происходит фотосинтез?
А. В клетках корня.
Б. В хлоропластах клеток листа или стебля.
В. В завязи цветка.
Г. В сердцевине стебля.
Учащиеся выбирают из четырех ответов один, по их мнению, правильный и записывают в тетрадь стоящую около него букву, в данном случае букву Б.
3. Тестовые задания на знания биологических терминов.
Часто подобные задания используются, чтобы проверить, овладели ли учащиеся биологическими терминами и понятиями. Легче учащимся выполнить задание, в котором дается определение и предлагается выбрать его название.
1. Процесс образования органических веществ в растении с использованием энергии солнечного света называется:
А. Дыханием.
Б. Испарением
В. Фотосинтезом.
Г. Размножением.
Ответ: В.
Значительно сложнее задания, в которых дается термин, а учащимся необходимо выбрать его правильное определение.
1. Прокариоты - это организмы:
А. Клетки, которых не имеют оформленного ядра.
Б. Осуществляющие фотосинтез на свету.
В. Состоящие из одинаковых клеток.
Г. Содержащие в клетках ядро и разнообразные органоиды.
Ответ: А.
4. Тестовые задания с частицей «НЕ».
Иногда в вопрос включается отрицательная частица «НЕ», слова «НЕЛЬЗЯ», «НЕ СЛЕДУЕТ» и т.п. При выполнении заданий этого типа учащиеся часто не обращают внимание на отрицание в вопросе. Поэтому для проверки знаний на базовом уровне такие задания могут даваться только после неоднократных упражнений. Чтобы привлечь внимание учащихся к отрицанию в вопросе, его следует подчеркнуть или выделить шрифтом. Однако составить задания с отрицанием «НЕ» очень сложно, так как требует подобрать три правильных ответа и лишь один неправильный. Эти задания ориентируют учащихся на другой, более сложный характер умственной деятельности и чаще всего превышают уровень обязательного усвоения.
Рассмотрим примеры подобных заданий.
1. Какую функцию НЕ выполняет стебель?
А. Передвижение органических веществ.
Б. Передвижение минеральных веществ.
В.Опорную.
Г. Поглощение воды и минеральных солей.
Ответ: Г.
2. Почему бактерии НЕЛЬЗЯ отнести к растениям?
А. Размножаются с помощью спор.
Б. Состоят из одной клетки.
В. Не содержат хлоропластов.
Г. Не имеют оформленного ядра.
Ответ: В.
5.Тесты с выбором нескольких правильных ответов.
Характер мыслительной деятельности учащихся усложняется при выполнении тестовых заданий, в которых дается несколько правильных ответов. В этом случае общее число ответов увеличивается до пяти- семи, число же правильных ответов учащимся не сообщается. Тестовые задания подобного типа побуждают учеников к аналитической мыслительной деятельности, в основе которой лежит воспроизведение знаний. Поэтому задания такого рода могут широко использоваться для проверки результатов обучения на обязательном для всех уровне овладения учебным материалом. Обычно такие задания не требуют выстраивания ответов в определенной последовательности, так как от этого их сущность не меняется.