Портфолио – это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося (23, с.35).
В макете предметного Портфолио младшего школьника документирует последовательность выполняемых им образовательных шагов и результаты его обучения по иностранному языку.
Портфолио индивидуальных образовательных достижений младших школьников разработан в соответствии с нормативными и правовыми документами (закон об образовании, ГОС стандарт).
Цель портфолио: - обучение младших школьников самоорганизации своей деятельности, их мотивация на активную познавательную деятельность, формирование рефлексивных умений, умений осуществлять адекватную самооценку собственной деятельность.
Задачи портфолио:
- Обеспечение высокой учебной мотивации участников образовательного процесса, в том числе мотивации достижения успеха;
-Развитие рефлексивной культуры младших школьников, их оценочной (самооценочной) деятельности;
- Развитие умении обучающихся систематизировать, анализировать собранный материал, презентовать субъективный опыт;
- Совершенствование системы оценивания образовательных достижений младших школьников в условиях реализации компетентного подхода.
Функции портфолио:
- Информационная - сообщение о состоянии образовательных достижений конкретного ученика за определенный период обучения по иностранному языку;
- Обобщающее – аналитическая - анализ уровня учебно-познавательной деятельности младшего школьника на уроках иностранного языка, его способности прогнозировать и проектировать собственную деятельность;
- Развивающая - развитие рефлексивной культуры младшего школьника, совершенствование системы оценивания в условиях обучения иностранному языку;
- Активизирующая - активизация усилий всех субъектов образовательного процесса на его совершенствование в рамках формирования ключевых компетенции обучающегося;
- Воспитательная - формирование индивидуальности каждого обучающегося, его сознательной дисциплины, развитие его культуры.
Структура данного предметного портфолио состоит из трех разделов: первый раздел называется «Мой портрет», второй раздел - портфолио работ, третий - «Мои успехи».
В содержание портфолио входят материалы и документы младших школьников в том или ином виде, которые документируют достижения и личный опыт обучающихся по иностранному языку. Отбор содержания материала для документирования остается за учеником. Рекомендации по выбору работ в Портфолио могут быть даны учителем – предметником, родителями.
Раздел «Мой портрет» включает в себя рассказ младшего школьника о себе, своей семье, своих увлечениях, также школьной жизни, здесь происходит оценка себя самого. Вообще, самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей (Зинченко В. П). Именно в самооценке и оценке проявляются индивидуально – психологические, личностные и социальные качества человека, которые позволяют соотнести свои силы, способности с требованиями окружающей среды и самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, определять жизненные перспективы.
Возникает представление о том, что каждый школьник имеет своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, какого его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико.
Раздел «Мой портрет» - это средство диагностики, через которое педагог может составить структуру самооценки младшего школьника себя как личности.
Раздел «портфолио работ» включает в себя работы, проекты, домашние задания, олимпиадные задания, рисунки, выполненные в период обучения на уроках иностранного языка, грамоты, удостоверения мероприятий, проводимых педагогом - предметником в рамках своего урока по иностранному языку, собственные изделия, сочинения, фотографии, аудио - видеозаписи, констатирующие характер достижений обучающегося по предмету, его уровень развития личностных качеств (заинтересованность, организованность, кругозор и т.д.). В портфолио вносится список данных работ по разделам, сами работы или их копии включаются в сам Портфолио и сопровождаются рефлексивными суждениями школьников. Педагогу, реализующему Портфолио на уроках ИЯ необходимо продумать содержание занятий таким образом, чтобы ребенок на каждом занятии мог получить осязаемый продукт своей деятельности.
Раздел «Мои успехи» представляет собой награды, достижения, успехи, отзывы на творческие работы. Данный раздел дополняется самооценкой, рефлексией младшего школьника на собственную деятельность. Рефлексия выполняется по предлагаемым в портфолио схемам.
Оценивание портфолио осуществляется учителями – предметниками, родителями в конце четверти. Ребенок должен предоставить продукт своей деятельности.