Замечательно, когда социализация детей происходит в атмосфере демократического уклада жизни школы, через жизнь класса-команды, через коллективные творческие дела (КТД), в которых нет неуспешных. Не сомневаюсь, что большинство педагогов это понимают и не жалеют времени и сил для своих подопечных. Но, нет предела совершенству и поэтому, давайте, еще раз напомним условия создания классного коллектива с учетом интересов ребят.
Итак, шаг первый, перечислим интересы детей:
- интеллектуально-эстетические, связанные с глубоким интересом к какому-либо делу или области знаний. Например, увлечение музыкой, историей, дрессировкой животных, разведением рыбок;
- накопительские - это коллекционирование во всех его видах;
- телесные, связанные с физическим самосовершенствованием. Например, занятия различными видами спорта, танцами, вождением велосипеда, мотоцикла, катание на роликах, скейтбордах;
- эгоцентрические (сконцентрированные на своем "Я"), основная цель которых - привлечь к себе внимание любыми способами, по принципу "А вам слабо? ";
- информационные, сопровождающиеся желанием получать какие-либо сведения. Это могут быть и серьезная литература, и познавательные телепередачи, но и разного рода "умственные жвачки" - бессодержательные детективы, сериалы, компьютерные игры;
- коммуникативные, главная цель которых - общение, в т. ч. и с помощью Интернета [2].
Практически любые интересы и увлечения удовлетворяют потребность подростков в общении - дают повод для встреч, обеспечивают темы для разговоров, облегчают взаимопонимание. У детей есть "мода на увлечения", которая внезапно появляется и так же внезапно пропадает. Очень жаль, но замечено, что предметом этой моды практически никогда не становится то, что изучается в школе. Например, коллекционирование наклеек с участниками телепроектов и сериалов. Думаю, что у каждого учителя есть масса своих примеров на этот счет, и с этим нужно мириться. Вспомним предупреждение Ж.Ж. Руссо: "Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде, чем стать взрослыми".