Шаг второй. Помните, что главное при создании коллектива - постановка целей.
Формируя команду, нужно понимать, что необычность классного коллектива именно в том, что основной вид деятельности - учеба - не может породить общей коллективной цели, одинаково для всех значимой, интересной, позволяющей самоутвердиться. Учебная деятельность индивидуальна! Поэтому, цель должна объединять в конкретном совместном деле, где дети могут проявить себя и получить признание сверстников. Они должны быть заинтересованы, взаимозависимы; перспективы совместного дела должны быть общими и приятными. Например, собрать в своей классной комнате самую большую коллекцию кактусов.
Организуя коллективную деятельность, учителю надо так ее выбирать, планировать, чтобы наибольший авторитет получали группировки (лидеры) с самыми высокими ценностями. Или чтобы в процессе работы менялись ценностные ориентиры ребят. Например, объявить свой класс свободным от курения. Чтобы сменить позицию "непризнанного", "отверженного" в группе, нужно создать соответствующее поле деятельности, где ребенок мог бы раскрыться и, в ходе которой он мог бы войти в близкую ему группировку. "Человек вырастает по мере того, растут его цели", - подметил Ф. Шиллер.
А чтобы сменить роль ребенка, нужно дать ему возможность более тесного общения с учеником, у которого эта роль ярче выражена. Например, необщительного с очень общительным, безответственного с очень старательным.
Предлагаемый ниже алгоритм работы, возможно, окажется полезным:
- Установите ясные цели, помогающие сформировать команду.
- Начинайте с малого, заведомо успешного. Успех укрепляет доверие и создает основу для нового успеха.
- Прежде чем действовать, добейтесь согласия, готовности действовать.
- Советуйтесь часто и искренне, показывая, что не манипулируете детьми, а работаете на содержание общего дела.
- Свяжите создание коллектива с организационной работой: четкая структура, функции каждого участника дела.
- Смело встречайте "политические" проблемы - не уходите от трудных вопросов детей.
- Поощряйте открытость и искренность ваших ребят.
- Не вызывайте ложных надежд - невыполненные обещания подрывают доверие.
- Если нужно, перестройте свою работу.
- Возраст и способности создают ограничения. Помните, что все мы очень разные.
- Не забывайте о тех, кто "вне игры" - это непризнанные, отвергаемые.
- При создании вашего коллектива другие группы людей могут почувствовать зависть, опасность, помните об этом.
- Делегируйте полномочия - это повышает ответственность членов группы.
- Принимайте помощь извне, если это необходимо - объективный взгляд со стороны бывает полезен.
- Учитесь на ошибках - признавайте свою неправоту. Поощряйте обратную связь.
- Делайте то, о чем вы говорите! [3]