Характеристики команды

Шаг третий. Определим, к чему мы стремимся? К тому, чтобы класс стал командой, коллективом, обладающим следующими характеристиками:

- групповая сплоченность, т.е. степень совпадения мнений и оценок - "один за всех и все за одного";

- коллективистское самоопределение, следование идеалам, ценностям и целям группы - "мы рождены, чтоб сказку сделать былью";

- эмоциональная идентификация, отожествление-сопереживание другим членам группы - "мы с тобой одной крови";

- удовлетворенность своей группой, оценка своей команды как самой хорошей, эталонной "делай как я! " [4].

Итак, мы определились с тем, что совместные интересы учащихся, которые нужно знать учителю, способствуют формированию общих целей. Достижение этих целей (сам процесс и результат) поможет сформировать классную команду, коллектив единомышленников, способных преодолеть трудности школьной жизни, внести в нее радость общения, самораскрытия и творчества.

Психологами-практиками разработано много интересных упражнений и тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и социальное партнерство у детей разного возраста. Игровое взаимодействие, игровая деятельность как никакая другая с точки зрения психолого-педагогических механизмов помогает становлению ребенка. Эльконин Д.Б. писал, что "игра - важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений".

Конечно, далеко не во всех школах есть опытные психологи, а проведение диагностики (социометрии) и эффективных тренингов, требует определенных знаний и опыта. Но, не все так безнадежно. Разработки интересных занятий есть в сборниках для классных руководителей в школьных библиотеках. Используя в своей работе элементы упражнений и тренингов учитель только выиграет: классные часы из обязательно-принудительных могут стать увлекательными и полезными. Главное - определить для себя подход и стратегию в формировании команды, сформулировать идеологию взаимодействия с детьми.

Навигация