Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми, главное место среди них занимает учитель, но семья не утратила своей ценности. Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста еще достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы. В младших классах родители обычно оказывают учителю большую помощь, которая касается и воспитательной работы с классом. С первых дней учебы ребенка в школе многие родители проявляют искренний интерес к делам класса, их волнует, чем живет ребенок, его внутренний мир, интересы, каков он в общении, много ли у него друзей и какие они.
Однако привлечение родителей к воспитательной работе с классным коллективом младших школьников имеет определенные трудности: родители мало знакомы друг с другом и с детьми класса, они загружены работой, домашними делами, плохо представляют, какую реальную пользу могут принести классу и школе, порой они занимают позицию сторонних наблюдателей, ожидающих результатов деятельности, проводимой без их участия. Все это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей (походы, игры, сборы, праздники).
Задолго до поступления ребенка в школу Караковский предлагал начинать готовить родителей к их новой позиции по отношению к детям в воскресной школе для родителей. Она работает каждое третье воскресенье месяца. На занятия родители чаще всего приходят с детьми. Пока папы и мамы заняты серьезным делом, ребята знакомятся со школой, классами, слушают сказки, смотрят диафильмы, то есть уже до поступления в первый класс старается познакомить и подружить будущих одноклассников, показать им те классы, в которых они будут учиться, «заразить» их духом школы.
На занятиях в воскресной школе мы знакомим родителей с особенностями возраста младших школьников, рассказываем о том, как развивать память, мышление детей, проводим занятия по темам: «Ваш ребенок среди сверстников», «Острые углы семейного круга», «Игра в жизни ребенка» и др. Общение на этих занятиях очень свободное, родители задают массу вопросов, делятся опытом воспитания своего ребенка, участвуют в практических занятиях, играют с детьми. В то же время родители много узнают о школе, в которой будут учиться их дети, знакомятся с ее традициями, проникают в атмосферу жизни школы. Таким образом в течение года предлагается приобщать родителей к школе, и они психологически уже готова стать нашими друзьями и помощниками в работе с классным коллективом.
Одним из направлений работы с родителями является привлечение их к участию в общешкольных делах. При подготовке к ним родители вместе с детьми составляют сценарий выступления класса, помогают на репетициях, шьют костюмы, сочиняют стихи и песни. В ходе работы у родителей появляется желание сделать праздник более красочным, интересным, они проявляют фантазию, выдумку, все делают вместе с детьми, советуясь с ними, привлекая их к совместной деятельности. Работа с родителями вселяет в детей уверенность, расширяет круг общения, так как ребята контактируют и с родителями одноклассников.
Неоценима роль родителей в работе со звездочками. Каждую звездочку опекают родители - члены классного родительского комитета. Эти родители сплачивают вокруг себя родителей ребят всей звездочки. Обмениваются телефонами, совместно готовят выступления звездочки на классных праздниках, ходят в кино, на экскурсии, в парк.
Родители видят своего ребенка среди сверстников, помогают ему найти общий язык с товарищами по звездочке, да и способности самих родителей быстрее раскрываются в небольшом коллективе.
Кроме эпизодических выступлений, родители ведут и постоянную работу с классом. Они проводят спортивные занятия, ведут кружок вязания и математический кружок, проводят экскурсии по Москве.
Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с ребятами, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делает процесс воспитания более эффективным.