Методы проблемного обучения, основанные на поиске решения конкретной проблемы, вынуждают учеников интенсивно мыслить, что, в результате, повышает их активность на уроке.
Во время прохождения педагогической практики по английскому языку в МОУ СОШ №26 нами была проведена опытная работа в 9 "А" классе с целью выявить взаимосвязь между использованием проблемных методов и повышением активности учащихся в процессе обучения английскому языку. Для этого нами была разработана методика определения уровня активности. Каждый уровень активности имел свой показатель: высокий - 3 балла, средний - 2 балла, низкий - 1 балл, при этом говоря "высокий" уровень активности мы подразумеваем, что ученик часто поднимает руку, всегда выполняет домашнее задание, принимает активное участие в работе на уроке, проявляет заинтересованность к творческим заданиям; при "среднем" уровне активности учащийся иногда поднимает руку, почти всегда выполняет домашнее задание, отвечает на вопросы учителя, выполняет упражнения на уроке, не проявляет заинтересованности к творческим заданиям; ученик с "низким" уровнем активности не поднимает руку, почти не принимает участия в работе на уроке, отвечает только в том случае. если спросит учитель, редко выполняет домашнее задание. До применения проблемных методов каждому из 16 учащихся класса мы определили уровень активности, основываясь на беседе с учителем английского языка и наблюдениях за учениками.
После применения проблемных методов мы снова определили уровень активности учащихся, который поменялся у некоторых учеников. Результаты можно наблюдать в приведенной ниже таблице.
№ |
Ф.И. учеников |
Ур-нь активности до прим-ия пробл. мет. |
Ур-нь активности после прим-ия пробл. мет. |
1 |
Абдулаев Рамин |
1 |
2 |
2 |
Алищенкова Катя |
2 |
3 |
3 |
Брук Денис |
2 |
2 |
4 |
Доронин Денис |
2 |
2 |
5 |
Заброда Стас |
1 |
1 |
6 |
Исакова Инна |
3 |
3 |
7 |
Ковалев Гера |
1 |
1 |
8 |
Колесников Игорь |
2 |
3 |
9 |
Лобанов Артем |
2 |
2 |
10 |
Максимовский Дима |
2 |
2 |
11 |
Мелешкина Лиза |
2 |
3 |
12 |
Меньшов Никита |
2 |
2 |
13 |
Музыкантова Виолетта |
1 |
1 |
14 |
Перегонцев Никита |
1 |
2 |
15 |
Розагатов Влад |
1 |
1 |
16 |
Филиппова Анфиса |
1 |
1 |
Итак, уровень активности на уроке при применении проблемных методов повысился у 5 из 16 учащихся. Из них трое повысили уровень активности со 2-го на 3-ий и двое - с 1-го на 2-ой, т.е. около 31% учеников увеличили свою активность на уроке и, соответственно, у 69% уровень активности не изменился, остался на прежнем уровне после использования проблемных методов. Это связано с тем, что у учащихся отсутствуют необходимые стимулы, достаточная мотивация для повышения активности, стремления к приобретению новых знаний и умений по английскому языку и улучшению и закреплению уже приобретенных.