В старшем школьном возрасте особенно актуальным является вопрос самоопределения. Юноше предстоит решить, кем он является, каким он себя видит в будущем. Ответы на эти вопросы касаются как личностных качеств будущего взрослого человека, так и его профессиональных навыков. Процессы личностного и профессионального самоопределения неразрывны.
Изучением особенностей и проблем подросткового возраста в разное время занимались И.С. Кон, Д.И. Фельдштейн, А.В. Мудрик, Л.И. Божович, К. Левин, Л.С. Выготский, Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков и др.
В психологии подросткового возраста можно выделить множество важных проблем. Среди них проблема соотношения процессов самоопределения и преставлений о времени является одной из центральных. Важно понимать, как сформированность или несформированность представлений о времени влияют на самоопределение юноши. Данными вопросами занимались К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, А.А.Кроник и др. Несмотря на наличие ряда исследований по данной тематике неизученным остается аспект влияния представлений о времени в старшем школьном возрасте на профессиональное самоопределение юноши.
Цель: исследование особенностей связи представлений о времени детей старшего школьного возраста с их профессиональным самоопределением.
Гипотеза исследования: несформированность временных представлений о будущем у старшеклассников ведет к неспособности самостоятельно выбрать будущую профессию.
Задачи исследования:
Провести психолого-педагогический анализ особенностей развития в старшем школьном возрасте.
Составить характеристику времени как категории психологии, процесса формирования представлений о времени в старшем школьном возрасте.
Определить связь временных представлений и процесса профессионального самоопределения.
Провести эмпирическое исследование особенностей формирования представлений о времени у старших школьников 9-х и 11-х классов и их влияния на процесс профессионального самоопределения.
Объект исследования: группа детей старшего школьного возраста
Предмет исследования: влияние сформированности представлений о времени на процесс профессионального самоопределения.
Методы исследования:
- теоретический анализ научной и методической литературы;
- наблюдение;
- методики психодиагностики.
Исследование проводилось на базе среднего общеобразовательного учебного заведения «Школа №30» г. Красноярска. В исследовании принимало участие 20 учащихся 9-11 классов в возрасте от 14 до 17 лет.
Теоретической и методологической базой исследования являлись работы в сфере возрастной психологии Л.С. Выготского, Б.Д. Эльконина, Л.Ф. Обуховой, В.И. Слободчикова, Г.И. Цукерман, А.А. Попова и др; исследования психологического времени К.А. Абульханова-Славской, Е.И. Головахи, А.А.Кроника, Д.Г. Элькина и др.; исследования вопросов самоопределения подростков и юношей Л.И. Божович, П.А. Шавира, И.В. Дубровиной и др.
С практической точки зрения работа может быть интересна в качестве методического пособия по вопросам исследования временных представлений у старших школьников. Научная новизна исследования заключается в совокупном исследовании взаимовлияния временных представлений и процесса профессионального самоопределения старших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.