Цель исследования: изучение влияния представлений о времени старших школьников на процесс их профессионального самоопределения.
Гипотеза исследования: несформированность временных представлений о будущем у старшеклассников ведет к неспособности самостоятельно выбрать будущую профессию.
База исследования: исследование проводилось на базе среднего общеобразовательного учебного заведения «Школа №30» г. Красноярска.
Выборка испытуемых: 20 учащихся 9-11 классов в возрасте от 14 до 17 лет. Половозрастной состав испытуемых представлен на диаграммах ниже.
Рис. 1. Половой состав испытуемых
Рис. 2. Возрастной состав испытуемых
Исследование проводилось в несколько этапов:
1. Проведение диагностики, направленной на определение сформированности или несформированности временных представлений испытуемых, с использованием методик 1-4, описанных ниже.
2. Проведение диагностики, направленной на определение навыков профессионального самоопределения с использованием методики 5, описанной ниже.
3. Проведение сравнительного анализа полученных результатов с использованием методов статистического анализа.
В исследовании использовались следующие методики:
1. Методика ситуативной каузометрии Е.И. Головахи и А.А. Кроника
Каузометрия – психотерапевтический метод исследования субъективного образа жизненного пути, психологического времени личности, представлений о времени, предложенная Головахой Е. И. и Кроником А. А.
Метод каузометрии позволяет эмпирически подтвердить существование временных децентраций и интерпретировать феномен психологического времени личности через насыщенность субъективной реальности межсобытийными связями. Реализованные связи локализованы в психологическом прошлом, актуальные переброшены из прошлого в будущее, обеспечивая напряженность бытия личности в настоящем, потенциальные связи выражаются в целях и проектах будущего [50]. Статус межсобытийных связей определяется локализацией личного временного центра, обусловленного биографическими событиями.
Каузометрия проводится в форме интервью, которое состоит из шести главных процедур: 1) биографическая разминка, 2) формирование списка значимых событий, 3) их датировка 4) причинный анализ межсобытийных отношений; 5) целевой анализ, 6) обозначение сфер принадлежности событий. Используются также дополнительные процедуры: а) оценка эмоциональной привлекательности событий, б) их удаленность в будущее и прошлое, в) значимость «для себя» и «для других», г) локализация личного временного центра. Результаты интервью изображаются в виде «каузограмы» - графика событий и межсобытийных связей, который дает наглядное представление о мотивационном статусе событий, их локализацию в календарном и психологическом времени, стартовой или финишной роли в жизни опрашиваемого, о структуре взаимосвязей событий.
Кроме того, результаты диагностики по данной методике позволяют судить о развитии представлений о времени у испытуемых. Если в ответах испытуемых превалируют варианты с подробным описанием прошлого опыта, четко не проведен целевой анализ, локализация личного временного центра происходит в прошлом, - все это говорит о несформированности представлений испытуемых о будущем.