В ритме как бы сочетаются две стороны - временная и пространственная. Доминирование одной из сторон зависит от вида и уровня осуществляемой деятельности. Именно поэтому ритм рассматривается как особая организация движения или деятельности во времени и пространстве. Как отмечает Т.Г. Визель это связано с "антропогенетическими фазами эволюции человека и онтогенетическими периодами развития ребенка", что позволяет установить важность как врожденных задатков к ритмизированным действиям, так и нормального физиологического функционирования внутренних органов и систем, своевременного появления итеративных двигательных актов (сосания, ползания, ходьбы и пр.) [61, с.35].
Своеобразие ритма во много определяет темп речи. Темп речи принято определять как скорость протекания речи во времени или как число звуковых единиц, произносимых в единицу времени. Звуковой единицей могут быть звук, слог и слово. Темп речи может также определяться как скорость артикуляции и измеряться числом звуковых единиц, произносимых в единицу времени. У взрослого темп речи в спокойном состоянии варьируется от 90 до 175 слогов в минуту. В практике выделяют три основных вида темпа: нормальный, быстрый и медленный. Темп у одного и того же человека может быть как стабильным, так и изменяющимся [3, с.40].
Вторичные отделы височной коры играют решающую роль в дифференциации как комплексов одновременно предъявляемых слуховых раздражителей, так и последовательностей серий звуковысотных отношений или ритмических звуковых структур [35, с.344-345].
Именно посредствам темпоритмической организации устной речи формируются и становятся зависимыми не только артикуляторно-дыхательные программы и комплексы просодических характеристик, но становится возможным и лексико-грамматическое структурирование [42, с.60].
При поражении вторичных корковых полей слуховой системы возникает аритмия. Ее симптомы состоят в том, что больные не могут правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. Различение и воспроизведение элементарных ритмических структур для любого здорового человека не представляет никаких сложностей. Больные с поражением височных областей мозга, как правило, не способны оценить количество звуков: они либо переоценивают, либо недооценивают количество ударов, не различая, сколько звуков было в каждой пачке и как они чередовались друг с другом. Нужно отметить, что и здоровые испытуемые довольно сильно различаются своими способностями оценки и воспроизведения ритмических структур, особенно если последние предъявляются в быстром темпе [51, с.188, 190].
Речь и пользование языком в самой широкой форме требует сохранности и взаимодействия целой серии сложных процессов. Они являются приобретенными и произвольными и сводятся, в конечном счете, к упорядоченной и гармоничной совместной работе сознательных, подсознательных и полностью автоматизированных функций. Поражение височной доли приводит к нарушению ритма и грамматической структуры [50, с.44].