Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Современное образование » Формирование темпоритмической организации у младших школьников с дисграфией, обусловленной общим недоразвитием речи » Современное состояние проблемы изучения интонации и ее компонентов с позиций междисциплинарного подхода

Страница 5

Исследования Л.А. Чистович показали, что ритмическая структура является последней характеристикой слова, сохраняющейся для слушающего при искажении речи и, следовательно, ритмическую структуру можно считать одним из первых признаков, с которого начинается восприятие речи [46, с.27].

Способность анализировать и синтезировать временную последовательность символов или звуков и удерживать ее в памяти чрезвычайно важна и для овладения письменной речью. С другой стороны, речевое восприятие на смысловом уровне осуществляется симультанно. В связи с этим обоснован вывод о значимости достаточного уровня сформированности симультанных и сукцессивных процессов в их единстве [43, с.5].

Сокращенные, симультанные формы опознания - вторичные, производные от развернутых форм действия [37, с.23]. Сокращенные формы опознания являются результатом формирования и в силу этого представляют собой генетически вторичные по сравнению с сукцессивными формами образования [37, с. 20].

Опознание, занимающее микроинтервалы времени, представляют собой определенное действие.В.П. Зинченко выделял ряд "функциональных блоков или уровней переработки информации, которые потенциально могут участвовать и в формировании и в преобразовании образно-концептуальной модели". При опознании графических изображений, цифровых таблиц и т.п. каждый из этих видов опознания характеризуется специфическим набором показателей активности отдельных функциональных систем: "…процессы симультанного и сукцессивного опознания отличаются, прежде всего, характером используемых признаков и реализуются различными средствами. Для симультанного опознания основными средствами являются внутренние перцептивные действия, а объект воспринимается по целостным признакам" [37, с.21].

При ряде мозговых поражений особенно ярко выступает "действенная" природа симультанного опознания; нарушение его может успешно компенсироваться за счет специальной организации развернутых форм опознания, которые затем снова сокращаются. В исследованиях А.Р. Лурия, посвященных нарушению процессов чтения и письма в результате мозговых поражений, показано, что важнейшим условием восстановления нарушенных функций является организация чрезвычайно развернутой деятельности по опознанию [37, с.21-22].

Таким образом, вся речевая деятельность человека представлена единством и взаимосвязью двух уровней речевого высказывания - сегментным и надсегментным (суперсегментным). Темп и ритм в устной речи являются составляющими надсегментного уровня речи и выступают в качестве "организаторов" речевого высказывания, подчиняясь законам интонации.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Навигация